История Усть-Кута
Фрагмент из книги М.А. Винокурова и А.П. Суходолова
«Города Иркутской области», 2010 год
На сайте "Прибайкалье" (www.pribaikal.ru)
публикуется с разрешения авторов
Усть-Кут был основан казаками как острог в 1631 г. в устье реки Куты*. Он стал третьим по счету русским поселением на территории современной Иркутской области (после Киренска и Братска).
Вблизи острога, у соляных источников, в 1639 г. Е.П. Хабаров основал первый в Сибири солеваренный завод. В то время соль на восток России доставлялась из южных районов Приуралья, и поэтому в Сибири она была очень дорогой. Создание солеваренного завода сняло проблему обеспечения этого региона солью (солеваренный завод в Усть-Куте проработал до первой половины 1950-х гг.).
Основанный как острог — с крепостными стенами и башнями — по примеру западносибирских и южносибирских поселений, которым приходилось обороняться от степных кочевников, Усть-Кут никогда не видел сражений. Более того, для коренных племен он сразу стал центром притяжения и выгодного товарообмена.
Месторасположение на перекрестке двух рек тоже оказалось очень удачным. Через острог проходил водный путь в Якутию и далее на север к морю Лаптевых (уже тогда Усть-Кут стали называть «воротами на север»). Здесь сосредоточивались грузы, шедшие с Ишима, Енисея и Верхней Лены для последующей отправки на север и восток.
Кроме транспортного Усть-Кут имеет значение северной продовольственной базы. Здесь развивались рыбный и охотничий промыслы и даже земледелие (земли устья Куты и поймы Лены оказались пригодными для сельскохозяйственного использования).
В Усть-Куте останавливались и пополняли запасы продовольствия и соли многие северные экспедиции — первооткрывателей Камчатки Атласова и Крашенинникова,
Первая и Вторая Камчатские экспедиции Витуса Беринга, экспедиции братьев Лаптевых и Григория Шелихова, исследователя устья Амура Невельского и др. Кроме того, Усть-Кут оставался опорным пунктом и при освоении окрестных территорий.
Со второй половины XIX в. на Лене развивается пароходство, и уже в начале XX в. по реке курсируют 20 пароходов, принадлежащих восьми различным компаниям (с 1885 г. пароходное сообщение стало осуществляться по расписанию). Перед революцией по реке ходило 38 пароходов, и почти все из них заходили в Усть-Кут. Перевозками также занималось почти 100 простых судов.
После революции Усть-Кут по-прежнему остается крупным перевалочным транспортным узлом и плацдармом освоения северо-востока страны. Уже в период нэпа начинает расширяться солеваренный завод. По инициативе речников баскомфлота СССР и Северного речного пароходства на его территории возобновляется работа лечебницы, прерванная Гражданской войной в 1918 г. Лечебница в 1928 г. преобразуется в курорт. Возвращаются также к проектированию железнодорожной линии Тайшет —Лена. Вблизи села в 1934 г. создается крупнейшая перевалочная база нефтепродуктов.
В годы Великой Отечественной войны более 3 тыс. жителей Усть-Кута ушло защищать Родину. Более тысячи из них не вернулось с войны. Четверо стали героями Советского Союза.
В послевоенный период от Тайшета до Усть-Кута прокладывается железнодорожная магистраль. Одновременно разворачивается строительство крупного речного порта в соседнем поселке Осетрово. Именно здесь, вблизи порта, формируется конечная станция железнодорожной магистрали. Поэтому в 1954 г. принимается решение объединить эти два поселка и придать им статус города с названием Усть-Кут.
С началом движения по магистрали Тайшет —Лена поселок становится крупным транспортным узлом, и его значение как опорного центра хозяйственного освоения прилегающей территории еще более возрастает. Объем идущих через Усть-Кут грузов увеличивается, особенно в период формирования в Якутии алмазодобывающей промышленности. Именно в те годы в Усть-Куте создается мощная ремонтно-эксплуатационная база флота, расширяется портовое хозяйство.
Мощный импульс к развитию Усть-Кута дан в середине 1970-х гг. с началом строительства БАМа. С этого периода и вплоть до 1990-х гг. город становится «восточными воротами» магистрали, отправной точкой строительства ее Западного участка.
В настоящее время Усть-Кут продолжает сохранять значение крупного перевалочного транспортного узла и плацдарма освоения северо-восточных территорий страны. В пределах Иркутской области его социально-экономическое влияние распространяется не только на Усть-Кутский, но также на Киренский и Казачинско-Ленский районы (зона БАМа), а также в некоторой степени на Катангский район (в части освоения ресурсов).
* Название реки Куты по-эвенкийски означает «торфяное болото», «топкое место», «трясина», что связано с характером долины этой реки.