Город Усть-Кут является городом областного подчинения и центром Усть-Кутского муниципального образования. Усть-Кут основан в 1631 году, статус города присвоен в 1954 году.

Статьи

Владыка Евгений на реке Кута: сёла Каймоновское, Разбойниковское, Усть-Кутское. 1913 год

Спасский храм в с. Усть-Кутском

Приписной Покровский храм и церковная школа в с. Каймоновском Усть-Кутского прихода

Приписной Прокопиевский храм в Усть-Кутском солеваренном заводе

Женская церковно-приходская школа в с. Усть-Кутском

Н.А. Пономарев. Поездка преосвященного епископа
Евгения в Киренский уезд в июне - июле месяцах 1913 г.
Иркутск. 2007. С. 230. (составители Крючкова Т.А., Шинковой А.И.).

Сохранены особенности написания географических названий, отдельных слов, некоторые особенности орфографии и пунктуации.

 

Теперь речь моя будет о путешествии по Лене.

19-го июня к вечеру прибыли в с. Каймоновское — пер­вое село Ленского благочиния. Мирно течет речка Кута. Кругом великаны — горы; по временам они дымятся, что показывает изобилие в них извести. На границу своего бла­гочиния выехал Киренский протоиерей о. Прокопий Ко­коулин42, встретивший Владыку в храме приветственной речью, в которой, выражая радость по поводу прибытия Архипастыря, высказал вкратце нужды приходов и духо­венства благочиния. Приписной храм в честь Покрова Пре­святой Богородицы, не новый, очень бедный, по внешнему виду приличный. Село в 60 верст от приходского храма, имеет 52 двора; вблизи разбросано 5 сел, с более чем тысяча жителей. Ввиду этого в Каймоново назрел вопрос об образовании самостоятельного прихода.

В храме совершен Владыкой молебен Божией Матери и св. Иннокентию с акафистом и сказано прекрасное, вдохновленное слово о спасении человека. Как на Илиме, так и на Лене всюду Владыка преподавал после речи благосло­вение и раздавал крестики, листки, евангелия, изобр. св. Иннокентия, его житие, псалтыри и под. Так было сделано и в Каймоново, после чего, сопровождаемый народом, Вла­дыка проследовал в рядом стоящую церковно-приходскую школу, где обратил внимание о. наблюдателя и местного общества на необходимость ремонта школьного здания и ус­тройства новых парт. Учительницей состоит девица Елена Арсеньевна Каймонова, окончившая Киренскую прогимна­зию, учащихся — 21.

В 11 час. ночи двинулись вниз по Куте. В 10 верстах, по просьбе крестьян, Владыка, несмотря на полночный час, посетил с. Разбойниковское, расположенное высоко над ре­кою; в молитвенном доме в честь 40 Севастийских мучени­ков43 совершил молебен св. мученикам и св. Иннокентию и сказал краткое слово, призывая благословение на труды земледельцев; между прочим, обратил внимание о. настоя­теля прихода на необходимость внутреннего благоустроения храма.

Назавтра, не доезжая 5 верст до Усть-Куты, Преосвя­щенный посетил Усть-Кутский солеваренный завод, где обширный и благолепный приписной храм во имя праведн. Прокопия44; отслужил молебен свв. Прокопию и Иннокентию с акафистом и благословил народ, преподав ему краткое наставление. В сопровождении управляюще­го заводом А.М. Шелковникова Владыка посетил рабочие помещения, интересуясь духовною жизнию рабочих. Завод правительственный. Шелковников — арендатор.

При впадении в Лену речка Кута двумя рукавами сво­ими в дельте образует высокий конусообразный остров; с правой и левой сторон стоят пред ним отвесные скалы, наподобие бастионов, а далее сквозь чащу проглядывают новые нагромождения, испещренные различными отлива­ми. При самом впадении речки Куты в Лену — село Усть-Кутское, бывший казачий острог, образовавшийся во дни покорения Сибири, когда казачий отряд, идя с Ангары на Лену, здесь остановился для зимовья и затем обосновался. В настоящее время — это большое бойкое село, имеющее около сотни домов; вдоль берега тянутся пароходные при­стани, где днем и ночью кипит жизнь; пароходы доставля­ют сюда почту, грузы, массу пассажиров, особенно осенью при возвращении приисковых рабочих с Бодайбо, отсюда, при мелководье верховьев Лены, передвижение начинается в лодках бечевником до Жигалово.

Храм во имя Образа Нерукотворенного Спаса, существует с 1869 года; священником состоит о. Ге­оргий Вострецов45, диаконом — Нил Киренский46, пса­ломщиком — Григорий Ярыгин47. Народ в массе ждал Владыку на берегу, здесь же встретил его киренский ис­правник В.И. Баранов. В сопровождении народа Влады­ка проследовал в храм; при встрече о. настоятель при­ветствовал Владыку речью, после чего совершен молебен Спасителю с акафистом и Владыка произнес глубоко-на­зидательное слово об искупительных заслугах Христа. Молящихся было более 300 чел. Осмотрев храм внутри и снаружи, Владыка посетил местную женскую церков­но-приходскую школу. Здание требует замены: полы сгнили, крыльцо покосилось, обстановка убогая; уча­щихся 25, учительницей состоит окончившая Киренскую прогимназию Е.Н. Алексеевская. В доме священника Вла­дыка беседовал по вопросам приходской жизни и преподал притчу руководственные указания к упорядочению и под­нятию жизни прихода, который отличается разнузданнос­тью, в силу того, что в нем оседает много разного пришлого элемента из рабочих артелей, проходящих на Бодайбо и обратно. Между прочим, всплыл больной вопрос о руге и помещениях причта. Церковное помещение имеется только для священника; диакон и псаломщик живут в наемных хо­лодных и неудобных помещениях. Епархиальным началь­ством было сделано предупреждение о закрытии прихода, если прихожане не будут выполнять своих обязательств в отношении храма и причта. Общество обязалось выстроить дома для причта, но до сих пор своего обещания не испол­нило. Причт бессилен воздействовать на общество. Влады­ка обещал оказать свое содействие.

 

Примечания:

42 Кокоулин Прокопий Константинович (1847 – после 1914). Родился в г. Киренск Иркутской губернии в семье священника. В 1867 г. окончил курс Якутской духовной семинарии. 23 февраля 1868 г. рукоположен в диакона, а через два дня — в священника церкви Святителя Николая Чудотворца с. Подкаменка Киренско­го уезда Иркутской губернии (ныне Киренский район Иркутской области). В 1884 г. был назначен благочинным 1-го округа Кирен­ского уезда. С 1886 по 1902 г. заведовал 2-м округом благочиния Киренского уезда. С 1888 г. был законоучителем Киренской женской прогимназии и Киренского приходского училища, исполнял обязан­ности наблюдателя церковных школ Киренского уезда. 30 августа 1889 г. произведен в сан протоиерея. С 21 июля 1884 по 4 июня 1914 г. по должности благочинного состоял директором Киренско­го попечительного о тюрьмах отделения. 4 июня 1914 г. уволен от должности благочинного 1-го округа Киренского уезда.

43 Севастийские мученики — 40 воинов, пострадавших в 320 г. за веру в Христа в Севастии (Армении). За непреклонное испове­дание веры их подвергли страшному мучению: загнали обнажен­ными в покрытое льдом озеро. На берегу озера для их соблазна была поставлена натопленная баня. Один из 40 воинов не выдер­жал и побежал к бане, но у самого порога ее пал мертвым. Ночью небесный свет озарил мучеников, вода стала теплой, а на головах воинов оказались венцы. Один из стражей, пораженный мужес­твом страдальцев, уверовал в Христа и сам вошел в озеро. На другой день оставшихся невредимыми мучеников сожгли. Память 9 (22 по н. ст.) марта.

44 Святой праведный Прокопий, Христа ради юродивый, Устюжский чудотворец (?–1303). Был иностранным купцом и занимался торговлей в Новгороде. Полюбив красоту русских хра­мов, принял православие и поселился в Устюге Великом, избрав подвиг юродства. С 3 кочергами или деревянными клюками в руках зимой и летом ходил без обуви, в ветхой одежде, ночуя на папертях храмов. Обладал даром прозорливости. Память 8 (21 по н. ст.) июля.

45 Вострецов Георгий Михайлович (1885– после 1914). Родился в крестьянской семье в д. Подъельничная Киренского уезда Ир­кутской губернии. В 1905 г. окончил Иркутскую церковно-учительскую семинарию. 28 сентября 1905 г. назначен псаломщиком церкви Спаса Нерукотворного Образа с. Усть-Кут Киренского уезда Иркутской губернии (ныне Усть-Кутский район Иркутской области) с возложением обязанностей учителя при Усть-Кутской одноклассной церковно-приходской школе. 22 июля 1908 г. ру­коположен в диакона Усть-Кутской Спасской церкви. 14 ноября 1909 г. рукоположен в священника той же церкви, где служил более 5 лет.

46 Киренский Нил. В 1912–1913 гг. служил диаконом церк­ви Спаса Нерукотворного Образа с. Усть-Кут Киренского уезда Иркутской губернии (ныне Усть-Кутский район Иркутской об­ласти). В 1912 г. участвовал в выборах делегатов в Государствен­ную думу. Его расположение к социалистам вызвало недовольство иркутского архиепископа Серафима (Мещерякова), который рас­порядился: «...ввиду обнаруженного диаконом Киренским собор­ного непослушания распоряжениям и указаниям Епархиального начальства в деле выборов в Государственную Думу 4-го созыва Нил Киренский ни при каких условиях не заслуживает в ближай­шее десятилетие сана священника».

47 Ярыгин Григорий Афанасьевич (1888 – после 1914). Родился в выселке Яр д. Заборская Киренского уезда Иркутской губернии в крестьянской семье. В 1904 г. окончил полный курс Киренской второклассной церковной школы. 15 ноября 1905 г. назначен ис­полнять должность псаломщика в церкви Спаса Нерукотворного Образа с. Усть-Кут Киренского уезда Иркутской губернии (ныне Усть-Кутский район Иркутской области). 17 ноября 1909 г. был утвержден штатным псаломщиком этой церкви. 23 июня 1913 г. викарным епископом Евгением (Зерновым) посвящен в стихарь.

 

На сайте www.pribaikal.ru
публикуется с разрешения издателя
Архитектурно-этнографического музея «Тальцы»

Книга издана при финансовой поддержке 
Государственного архива Иркутской области