История Вихоревки
Фрагмент из книги М.А. Винокурова и А.П. Суходолова
«Города Иркутской области», 2010 год
На сайте "Прибайкалье" (www.pribaikal.ru)
публикуется с разрешения авторов
Своим появлением и развитием Вихоревка обязана железной дороге Тайшет —Лена. Ее строительство началось в 1937 г., но было прервано с началом Великой Отечественной войны. Работы возобновились только в 1946 г. Прокладку путей вели не только от Тайшета, но одновременно от старого Братска и Усть-Кута, куда материалы и оборудование (и даже паровозы) доставлялись водным транспортом.
На строительстве использовался даровой труд заключенных и военнопленных (в основном японских). Для этого вдоль трассы была организована сеть лагерей и лагерных пунктов системы Тайшетлага (в 1949 г. переименованной в Озерлаг). Заключенные расчищали просеку, отсыпали насыпь, прокладывали железнодорожное полотно, строили мосты и жилые дома, работали вдоль трассы на лесоповале.
Механизмов не хватало. Повсеместно применялся ручной труд. Главными орудиями на стройке были кирка, лопата, топор и тачка. С их помощью прокладывалась дорога, открывавшая кратчайший путь к природным богатствам Приангарья и Приленья.
Чтобы уменьшить время и затраты на доставку спецконтингента к местам работ, через каждые 6-8 км были созданы лагпункты. Местом для одного из них, на 269-м км трассы, была выбрана равнинная малолесистая долина реки Вихоревы при впадении в нее небольшой речки Уби.
В то время здесь находились сельхозугодья, скотный двор и зимовья колхоза «Веселое поле» деревни Долоново, жители которой еще до революции заготовляли на лугах этого междуречья сено.
Весной 1947 г. земли колхоза вместе с постройками были переданы для нужд Тайшет лага. Строения приспособили для размещения небольшой базы строительства, а в зимовьях расположили оперативную часть. В помощь спецконтингенту здесь организовали также шестое отделение военных строителей, прибывших с Дальнего Востока.
Таким образом был основан опорный поселок строителей, давший начало новому поселению, а затем и железнодорожной станции, открытой в конце осени 1947 г. И поселение, и станция были названы Вихоревка — по имени протекающей рядом реки*.
В декабре 1947 г. железнодорожный путь был доведен до старого Братска, куда пришел первый поезд с четырьмя вагонами-теплушками. В эксплуатацию трасса была пущена 5 июля 1951г., когда первый поезд проехал по железнодорожному мосту на правый берег Ангары.
На строительстве в районе Вихоревки работало много известных людей, осужденных по политическим статьям как «враги народа». Среди них, например, был бывший заместитель министра хлопковой промышленности СССР. Особо выделялись своим трудолюбием и профессионализмом «харбинцы» — наши соотечественники, проживавшие до осени 1945 г. в Маньчжурии. О них стоит рассказать подробнее.
Еще при строительстве Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД) в Харбине сформировалась русская колония из железнодорожных рабочих и служащих. После революции и Гражданской войны сюда переселились остатки колчаковской армии и забайкальского казачества. Русское население Харбина в конце 1920-х гг. насчитывало более 100 тыс. чел. Здесь действовало около сотни предприятий и финансовых учреждений с русским капиталом, около 20 православных церквей, были свои школы, газеты...
В конце 1930-х гг. в Харбине был установлен японский марионеточный режим. После разгрома Кванту некой армии в августе 1945 г. в город вошли войска Красной Армии и подразделения НКВД. Вскоре на стройки Тайшетлага (а затем Озер лага) стали поступать новые заключенные — из Маньчжурии.
В середине 1950-х гг. Озерлаг ликвидировали. Большинство политических заключенных были освобождены и впоследствии реабилитированы. В поселке Вихоревка остались в основном те, кому ехать оказалось некуда. Среди них были и «харбинцы» (порядка 400 чел.).
Например, староста и главный строитель единственного городского храма Николая Чудотворца, потомок белого казака Николай Панин. Сын служащего КВЖД В. Чеусов являлся руководителем ассоциации бывших заключенных Озер лага, он описал в воспоминаниях и харбинскую жизнь, и пережитое в советских лагерях. Многие «харбинцы» после освобождения стали считать Вихоревку своей второй родиной и отдали свои силы на ее благо. Вместе с другими бывшими заключенными они построили несколько улиц.
Вскоре в Вихоревку стала приезжать на ударные стройки молодежь. Начиналось строительство большого каскада ангарских ГЭС. Многие из прибывших остались жить в Братском районе и в Вихоревке.
Некогда маленькая станция превратилась в крупный железнодорожный узел. 27 ноября 1957 г. пристанционный населенный пункт Вихоревка был отнесен к категории рабочих поселков городского типа. В те годы старый Братск готовился к затоплению, а новый Братск еще строился и Вихоревка выступала своеобразным неформальным центром Братского района.
Здесь развивалась лесозаготовка, особенно в связи с намечающимся строительством Братского ЛПК. Был создан Вихоревский лесхоз, увеличились объемы отправки грузов по железной дороге. В тот период экономическое развитие Вихоревки базировалось на работе двух градообразующих предприятий — локомотивного депо станции Вихоревка и лесозаготовительного комбината.
Городским поселением в составе Братского района Вихоревка стала 26 октября 1966 г. Эта дата отмечается сейчас как официальный день рождения города.
*Есть две разные версии происхождения названия реки Вихоревы, давшей имя поселению и станции. По одной из них, в 1630 г. на реке во время переговоров с местным князьком был убит служилый человек Вихор Савин, с тех пор его имя закрепилось в названии реки.
По другой версии, слово «вихора» означает скрученные ветром, завихренные, метелкообразные ветви берез. Река с берегами, поросшими такими «вихрастыми» березами, и есть Вихора, или Вихоревая река. (Говорят, что местные старожилы часто называли речку именно Вихора.)
Несмотря на различие этих двух версий, сходятся они в одном — русское название «Вихорева» закрепилось за рекой в начале XVII в. Об этом свидетельствует запись Максима Перфильева, сделанная им в 1631 г.: «А другой долгий порог в Братской земле за Вихоревою рекою более десяти верст».