История Зимы
Фрагмент из книги М.А. Винокурова и А.П. Суходолова
«Города Иркутской области», 2010 год
На сайте "Прибайкалье" (www.pribaikal.ru)
публикуется с разрешения авторов
Город Зима* был основан вольными крестьянами как небольшое поселение в начале XVIII в. Первое упоминание о нем обнаружено в ведомостях «Ревизские сказки» (1743 г.), где говорилось о существовании «Зиминского станца».
Месторасположение «станца» оказалось удачным. Находился он на сухопутном торговом пути между Енисейском и Иркутском. Окрестные земли были пригодны для сельскохозяйственного освоения, а река открывала водный путь в бассейн Ангары и Байкала, позволяла развивать рыбный промысел.
Росту поселения способствовал Московский гужевой тракт, проложенный в Приангарье во второй половине XVIII в. Он дал основу для развития извозного промысла и земледелия, потребовал устройства через Оку постоянной паромной переправы. Вплоть до начала строительства железной дороги Зима развивалась вместе с Московским трактом и к концу XIX в. представляла собой довольно зажиточное село.
При прокладке Транссибирской железной дороги в 1890-х гг. Зима стала опорным пунктом строителей. Здесь была создана база для возведения железнодорожного моста через Оку, организованы заготовка леса и производство шпал.
Первый поезд пришел в Зиму 6 октября 1897 г., и с началом регулярного движения по Транссибу возле села открыли станцию, построили вокзал, железнодорожные мастерские с токарным цехом, локомотивное депо и водонапорную башню. Возле станции вырос жилой поселок железнодорожников.
В период столыпинской аграрной реформы на станцию прибывали переселенцы из Европейской России. Они быстро обосновывались на новом месте, начинали распахивать прилегающие к Транссибирской магистрали земли, занялись заготовкой леса и его переработкой. Вскоре со станции Зима стали отправляться хлебные, а затем и лесные грузы.
Село Зима приобрело агропромышленную специализацию, еще больше окрепло, стало крупным административным и экономическим центром данной территории. Его жители по примеру соседей-черемховцев обратились с ходатайством о преобразовании села в город с сохранением за ними земельных и лесных наделов. Губернская власть поддержала просьбу, и соответствующий запрос был направлен в правительство. В 1917 г. село Зима вместе с Черемхово и 40 другими населенными пунктами страны получило статус города.
После революции уезды в Иркутской губернии были упразднены, ив 1925 г. город стал административным центром образованного Зиминского района.
К началу 1940-х гг. здесь построили мясокомбинат и крупный хлебозавод, маслозавод, открыли новые лесопильные производства. Численность населения города выросла до 26,9 тыс. чел.
В период 1950-1960-х гг. проведена электрификация железной дороги на участке от Зимы до Слюдянки. На станции Зима открыли крупное локомотивное депо для электровозов.
В начале 1960-х гг. вступили в строй Зиминский гидролизный завод и ТЭЦ-3, завод ЖБИ и канифольно-экстракционный завод. Чуть позже пущены птицефабрика и швейная фабрика.
В мае 1968 г. было решено на базе Зиминского месторождения соли возвести Зиминский электрохимический комбинат. На базе Ангарского управления строительства в городе создали новое подразделение «Зимахимстрой». В июне 1968 г. прибыл первый десант, начавший подготовку строительной площадки. В апреле 1970 г. при возводимом Зиминском электрохимическом комбинате, в 22 км к северо-востоку от Зимы, заложили новый город, названный через пять лет Саянском. Вскоре был переименован и строящийся комбинат — из его названия исключили слово «Зиминский».
Новый город и комбинат создали мощный полюс экономического роста, который с 1980-х гг. стал оттягивать население Зимы. Кризис 1990-х гг. усугубил отрицательную демографическую динамику. В этот период успешно работавшие промышленные предприятия города были акционированы и вскоре обанкротились. Сейчас Зима не имеет столь мощного промышленного и кадрового потенциала и исполняет роль лишь административного центра Зиминского района.
На гербе города Зимы в зимних тонах (серебристом и сине-голубом) символы зимы — снежинка и припорошенные снегом ели. В них отражено название города. Хвойные деревья напоминают также о лесных богатствах территории, о наличии в Зиме лесной и деревообрабатывающей промышленности. Стилизованная под колесо снежинка символизирует железнодорожный транспорт, ставший для Зимы градообразующей отраслью. Авторы герба — Оксана Афанасьева (Москва), Константин Моченов и Вячеслав Мишин (Химки). Герб утвержден решением городской думы 27 ноября 2008 г., числится в Государственном геральдическом регистре РФ (№ 4680)
* Поселение получило название по имени небольшой речки Зимы — левого притока Оки. Сама речка названа по имени бурятского рода зэмэ, обитавшего в этой местности.