Из истории города Черемхово
Фрагмент из книги М.А. Винокурова и А.П. Суходолова
«Города Иркутской области», 2010 год
На сайте "Прибайкалье" (www.pribaikal.ru)
публикуется с разрешения авторов
Своим появлением Черемхово обязано Московскому гужевому тракту, который был проложен через Сибирь до Иркутска в середине XVIII в.* Именно тогда, в 1743 г., в красивой, заросшей черемухой местности у истока небольшой речки была поставлена ямщицкая изба, давшая начало Черемховской слободе — селению ямщиков у почтового тракта.
Полноправным поселением при почтовой станции на Московском тракте слобода стала в 1772 г. В то время весь тракт был поделен на участки — почтовые дороги. Черемховская почтовая дорога имела протяженность около 20 верст.
Во второй половине XIX в. вблизи села обнаружили первые залежи каменного угля. Однако их разработка была начата только с приходом в район железной дороги. Уже в период ее прокладки Черемхово стало опорным пунктом строителей. С началом регулярных железнодорожных перевозок (в конце 1890-х гг.) здесь открыли станцию и назвали ее Черемхово.
Железная дорога открыла для черемховского угля новые, ранее недоступные рынки сбыта и сама явилась крупным потребителем топлива. Уголь стали активно использовать для парового флота, который быстро развивался на Ангаре и Байкале. Он также отправлялся баржами по Ангаре через ближайший порт Макарьево (Свирск) в район старого Братска на Николаевский и Лучихинский железоделательные заводы, а также на солеваренный завод в Усолье. Вблизи Черемхово в 1896 г. заложили первую крупную по тем временам шахту.
В период столыпинской аграрной реформы в Черемхово действовал пункт Переселенческого управления, принимавший крестьян из Европейской части страны и направлявший их для расселения и освоения земель в окрестные села. Поэтому в районе быстро развивалось сельское хозяйство, и вскоре со станции Черемхово кроме угля стали отправлять сельскохозяйственные грузы.
Но особенно быстро развивалась угледобывающая промышленность. Если в конце XIX в. вблизи Черемхово действовало всего одно угледобывающее предприятие (где работали 189 горнорабочих), дававшее 20 тыс. т угля в год, то к 1906 г. насчитывалось около 90 шахт и копей (5 тыс. горнорабочих) с ежегодным объемом добычи 1 млн т. Выработка на одного рабочего достигала 200 т угля в год.
Таких высоких темпов роста угледобычи не знал ни один угольный бассейн Российской империи. За восемь лет она выросла в 53 (!) раза. Донецкий бассейн, имевший гораздо более оснащенную базу, за этот же период увеличил объем добычи всего в три раза. По темпам развития Черемховский углепромышленный район в начале XX в. обгонял даже Кузбасс, у которого к тому времени был уже полувековой опыт угледобычи.
Одновременно с увеличением угледобычи при шахтах и угольных копях в окрестностях Черемхово создавались и росли небольшие рабочие поселки.
В те годы в угольной промышленности, как и в других базовых отраслях губернии, происходили структурные преобразования, способствовавшие объединению разрозненных производителей, концентрации ресурсов и капитала в целях скорейшей модернизации отрасли. На копях устанавливались электрические насосы для откачки воды и электри-ческие лебедки для подъема грузов. Сооружались специальные приспособления для подземной откатки угля. Прокладывались подъездные пути с паровой и электрической тягой. Строились механизированные эстакады для загрузки угля в вагоны. Механизация угледобычи потребовала большого количества электроэнергии, и в Черемхово быстро построили тепловую электростанцию, работавшую на местном угле. Ее электроэнергия использовалась также для освещения поселков горняков.
Вокруг крупных угледобывающих предприятий быстро строились рабочие поселки и кварталы домов для служащих. Появлялись магазины, больницы, школы. Развивалась инфраструктура и благоустраивалась территория. Так, управляющие Гришевскими копями на средства акционеров создали новый железнодорожный узел и открыли станцию Гришево, выстроили добротный поселок с социальными объектами, разбили на английский манер парк с чудесными аллеями, фонтанами, каналами и ажурными мостиками. Привезенные диковинные кусты и деревья украшали сад вплоть до 1950-х гг. (До нашего времени сохранить эту уникальную парковую архитектуру начала XX в. не удалось.)
Модернизация отрасли и решение социальных вопросов способствовали росту производительности труда. Перед революцией средняя выработка горнорабочего в Черемхово на 38 % превышала аналогичный показатель в Донбассе и была сопоставима с выработкой на угольных копях Франции. Уже с 1913 г. черемховский уголь вместе с кузнецким стал теснить с Урала и даже со Среднего Поволжья донецкий уголь.
Для обслуживания угольных копий были созданы механические мастерские, преобразованные в 1904 г. в достаточно крупный для того времени машиностроительный завод (на этом заводе в 1924 г. выступал «всесоюзный староста» М.И. Калинин, в 1941 г. сюда был эвакуирован завод им. К. Маркса).
Черемхово все более приобретало промышленный облик и превращалось в центр крупного углепромышленного района страны. Не случайно поэтому его жители обратились с ходатайством к властям о преобразовании села в город с условием сохранения за крестьянами земельных и лесных наделов. Эту инициативу в 1915 г. поддержала губернская власть, и соответствующий запрос был направлен в правительство. Но только через три года, в июле 1917-го, возглавлявший тогда Временное правительство России князь Львов подписал постановление, согласно которому село Черемхово в числе 40 прочих населенных пунктов страны (включая соседнее село Зима) получило городской статус.
В послереволюционный период добыча угля резко сократилась, и в 1925 г. составляла только 15 % к уровню 1917 г. (рис. 8). Коренная реконструкция черемхов-ской углепромышленности возобновилась лишь в 1930-х гг., когда приступили к постепенному обновлению устаревшего горнопроходческого оборудования. Построили крупную шахту им. СМ. Кирова, новую мощную ТЭЦ, организовали открытую разработку угля на Храмцовской площади.
Уже в послевоенное время была проведена детальная доразвед-ка Черемховского месторождения, которая подтвердила целесообразность вложения значительных финансовых ресурсов в его дальнейшее освоение. Здесь были созданы два крупных разреза — Храмцовский и Черемховский. Возникла и стала быстро развиваться новая для региона отрасль — углеобогащение. Были построены и введены в действие две обогатительные фабрики — Храмцовская и Новогришинская.
Начиная с 1950-х гг. увеличение объемов угледобычи происходило главным образом за счет глубокой модернизации производства. Основной прирост достигался вследствие быстрого развития наиболее прогрессивного и экономически эффективного открытого способа разработки. Были созданы новые крупные разрезы — Сафроновский иАртемовский. Существенно увеличены мощности уже действовавшего Храмцовского разреза. Начали применяться мощные экскаваторы и землеройные машины, что резко повысило производительность труда. Новая высокопроизводительная техника позволила перейти к так называемому бестранспортному вскрытию угольных пластов, на порядок снизила себестоимость угледобычи.
Если в 1940 г. на долю угля, добываемого открытым способом, приходилось только 10 % всего черембасского угля, то в 1950 г. его доля возросла до 23 %, в 1960 г. — до 50 %, в 1970 г. — до 82 %. Начиная с 1980-х гг. весь уголь стал добываться открытым способом, а годовая выработка на одного рабочего достигла 5-6 тыс. т, что заметно превышало среднеотраслевой уровень.
Черембасс всегда входил в число ведущих угольных районов страны. Он являлся экспериментальной площадкой для испытаний мощной техники и внедрения новейших технологий. Сюда не раз приезжали перенимать опыт участники всесоюзных совещаний по развитию открытой разработки угольных месторождений в СССР. Успехами черем-ховских горняков гордилась страна, им удивлялся весь мир. Диорама Сафроновского разреза с крупнейшим для того времени экскаватором демонстрировалась как основной экспонат на Всемирной выставке ЭКСПО-70 в японском городе Осако. Не случайно черемховский уголь долгое время (до начала 2000-х гг.) экспортировался в Японию. Черембасс стал одним из крупнейших центров угледобычи на востоке страны. И хотя Черемхово с гордостью называли городом угольщиков, вместе с угледобычей здесь также успешно развивались другие отрасли промышленности — машиностроение и приборостроение, промышленность строительных материалов, химическая, легкая и пищевая отрасли.
Так, машиностроение занимало второе место в экономике города. Эта отрасль возникла и развивалась одновременно с угольной промышленностью и была представлена несколькими достаточно известными предприятиями, среди которых выделялся машиностроительный завод. Кроме него действовали крупные мастерские по ремонту угледобывающего и транспортного оборудования, авторемонтный завод, электротехнические производства.
В Черемхово был построен завод радиоаппаратуры, и началось оснащение его современным оборудованием. С пуском данного предприятия в городе появлялась инновационная отрасль — приборостроение, которая впоследствии, с возможным сокращением сырьевой специализации Черемхово, могла бы взять на себя часть градообразующей нагрузки (из-за распада СССР завод в эксплуатацию так и не ввели).
Химическая промышленность была представлена предприятием «Химик», производящим лакокрасочную продукцию, олифу и цинковые белила, изделия из стекла и пластмасс.
Быстро развивалась промышленность строительных материалов. Наращивали объемы производства кирпично-черепичный, асфальтобетонный и картонно-рубероидный заводы, был построен завод ЖБИ, планировалось создание современных цементного и кирпичного производств.
Успешно решались социальные проблемы. На угледобывающих предприятиях работали в основном мужчины. Для обеспечения ген-дерной занятости (рабочих мест для женщин) в Черемхово был специально построен цех слюдяной фабрики (филиал Иркутской слюдяной фабрики), организовано швейное производство (подразделение усоль-ской фабрики «Ревтруд») и создана крупнейшая в Восточной Сибири чулочно-носочная фабрика. Эти производства были оснащены самым современным для того времени оборудованием и выпускали продукцию, востребованную жителями Иркутской области и соседних регионов. Часть ее поставлялась в дружественные СССР страны.
Большое развитие в городе получила пищевая промышленность. Действовали мясной и мукомольный комбинаты, пивоваренный, хлебный и молочный заводы. Эти предприятия удовлетворяли потребительский спрос жителей Черемхово и близлежащих поселков. Сырье для пищевой промышленности поступало с сельскохозяйственных предприятий Черемховского и других районов области.
К началу перестройки город имел заслуженную репутацию современного промышленного города. Он выполнял роль северо-западного индустриального форпоста Иркутско-Черемховской промышленной зоны, крупнейшей в Сибири и на Дальнем Востоке.
Город дал стране многих известных людей. Среди них работник шахты № 5 Александр Владимирович Власов, ставший первым секретарем Чечено-Ингушского (1975—1984), а позже Ростовского (1984-1986) ОК КПСС. Затем он занимал посты министра внутренних дел СССР (1986-1988) и Председателя Совета Министров РСФСР (1988-1990). В звании генерал-полковника он стал организатором создания легендарного ОМОНа. На съезде народных депутатов РСФСР его кандидатуру выдвигали на должность Председателя Верховного Совета РСФСР, но он уступил Б.Н. Ельцину с разницей в 68 голосов.
Не менее известным черемховцем является Михаил Иванович Щадов, окончивший после войны Черемховский горный техникум и начавший свой трудовой путь рядовым механиком на одной из шахт треста «Черемховуголь». В 1976 г. он возглавил крупнейшее на востоке страны производственное объединение по добыче угля «Востсибуголь», а через девять лет, в 1985 г., стал министром угольной промышленности СССР.
Черемховцы помнят и чтят память Владимира Павловича Гурки-на, драматурга и сценариста, члена Союза писателей России и почетного гражданина города Черемхово. Его творчество известно россиянам по фильму «Любовь и голуби». Список известных черемховцев можно продолжить.
В период перестройки и реформ город начал сдавать свои позиции. Закрывались крупные предприятия. Были безвозвратно утрачены завод ЖБИ, чулочно-носочная, мебельная, швейная и слюдяная фабрики, картонно-рубероидный завод, завод радиоаппаратуры и ряд других предприятий.
Черемховский уголь вдруг стал не нужен энергетикам Приангарья (его стали закупать в соседних регионах). Из угольной отрасли былоуволено более 3 тыс. высококвалифицированных рабочих и специалистов — профессионалов своего дела. Были разобраны и проданы на металлолом горнотранспортное и горно-обогатительное оборудование, подъездные пути к станциям. Мастера высокого класса, механизаторы горных участков и обогатительных фабрик остались не у дел.
Выросла безработица. Более 10 тыс. специалистов разных отраслей покинуло город в поисках лучшей доли. Уровень жизни черем-ховцев существенно снизился. Кризис в промышленности и экономике сократил возможности местного бюджета. Начался развал системы городского жизнеобеспечения.
К городу Черемхово все чаще стали применять слова «депрессивный» и «неперспективный». Дело дошло до того, что в одной из программ, разработанных по заданию администрации Иркутской области, Черемхово обозначили как неперспективный город, жители которого «подлежат переселению».
После избрания мэром Черемхово В.А.Семенова и с приходом в администрацию команды его единомышленников началась системная напряженная работа, направленная на постепенное возрождение социально-экономического потенциала города.
* Гужевой тракт для перевозки почты, грузов и пассажиров был проложен через Сибирь в 1741-1761 гг.