Православие в земле Иркутской
"Но вот за очередным поворотом вспыхнет под солнцем шатровое возглавие храма и заиграет, развернется Воздух, обильно изливая свет на яркое и обязательное его своеобразие, и вмиг повеет Русью и древностью, а потом уже увидишь и само село, крупно рассаженное под его незримыми крылами. . И только когда подъедешь близко, тогда и различишь уже проявляющиеся в нашей жизни знаки разрухи. И редко в каком-нибудь селе и старушка скажет тебе, как звался этот храм и кто его ставил."
Из обращения Архиепископа
Иркутского и Ангарского Вадима
- Образование Иркутской епархии и ее влияние на все сферы жизни местного населения
- Основание первых церквей
- Монастыри (фотографии)
- Деятельность иерархов, миссионерство (фотографии)
- Храмы и часовни Иркутска и Иркутской губернии (фотографии)
- Утраченные храмы и часовни Иркутска (фотографии)
.
Образование Иркутской епархии и ее влияние на все сферы жизни местного населения
Православная церковь оставила заметный след в освоении сибирского края, оказала большое влияние на все сферы жизни местного населения. Особенно большой вклад в освоение и развитие Сибири она внесла в первые столетия после присоединения этого региона к России.
И ключевая роль здесь. принадлежала Иркутской епархии, которая была основана в 1727 г. Епархия в ХVШ - первой половине XIX вв. охватывала огромную территорию от Прибайкалья до Тихого океана.
Основными задачами епархии было укрепление православия в Восточной Сибири и его распространение среди коренного населения. Духовенство епархии принимало активное и непосредственное участие в хозяйственном освоении и культурном развитии Восточной Сибири.
Зачастую именно представители церкви основывали новые поселения русских колонистов, развивали различные промыслы и ремесла, строили мельницы и солеварни, выступали инициаторами новых хозяйственных начинаний.
По инициативе духовенства в Восточной Сибири в XVIII - XIX вв. было сооружено большое количество православных храмов, духовенство Иркутской епархии занималось созданием школ и собиранием библиотек, исследованием нового края, его природы, географии, истории, быта, языка и верований коренных жителей. Нередко ему приходилось выступать даже в качестве врачей и агрономов. В истории Сибири навсегда остались имена священника Иннокентия Вениаминова (впоследствии митрополита Московского), архиепископа Нила Исаковича и других, много сделавших для просвещения и изучения региона.
К середине XIX в. Иркутская епархия представляла собой сложившуюся и достаточно крепкую церковно-административную единицу, игравшую значительную роль в жизни Восточной Сибири, которая продолжала развиваться.
Естественно, что распространение православия на территории будущей епархии было неразрывно связано с присоединением Сибири к Российскому государству и ее освоением и заселением русскими людьми. Уже в отрядах первых землепроходцев нередко находились православные священники, которые исполняли церковные службы и обряды, а также пытались обратить в христианство местное население.
Фото №001. Иннокентий Вениаминов (Иван Евсеевич Попов) – выходец из Ангинской слободы Верхоленского уезда Иркутской губернии, начал свою священническую деятельность дьяконом в Иркутской Благовещенской церкви. Крупный миссионер в Российских поселениях в Америке. В американский период жизни – энциклопедическая широта интересов: кроме обязанностей священника и миссионера вел научные исследования и изучал языки аборигенов. С 1868 г. – митрополит Московский и Коломенский.
В 1977 г. Определением Синода русской православной церкви причислен к лику святых.
Фото №002. Градо-Иркутская Благовещенская церковь, где дьяконом и позднее священником служил Иннокентий Вениаминов. Фото 1860-х гг.
Текст: Сергей Иванович Медведев
(филокартист, сотрудник журнала «Земля Иркутская»)
Фотографии предоставлены
Сергеем Ивановичем Медведевым