Село Оёк отпраздновало 325-летний юбилей
Категория: Иркутский район: О районе
Предыдущая статья | Следующая статья
Есть в Сибири сёла, чьи улицы, переулки, старые дома и новые постройки, как морщины и складки на человеческом лице, свидетельствуют о временах и событиях прошлого. Когда идёшь по старинным улицам Оёка, не покидает ощущение, что встречаешься с умудрённым жизненным опытом человеком, которому есть что рассказать.
ТакначиналсяОёк
О том, что эти места издревле привлекали людей здоровым климатом и плодородными землями, свидетельствуют открытые археологами стоянки древнего человека. Последние исследования историков относят основание Оёка к 1654 году. Однако, более подробные сведения, сохранившиеся в документах, свидетельствуют, что активное заселение людей по речке Оёчек началось в 1688 году, и сегодня старинное село отмечает своё 325-летие.
Тогда, по приказу иркутского воеводы Леонтия Кис-лянского, эти земли были отведены пашенным крестьянам. Первыми сюда прибыли Панкрат Тимофеев, Сорокин и Евсей Емельянов. До этого владели здешней землёй древние бурятские роды - Буянов-ский и Абаганатский. Тут находились их кочевья. Выбрав место для новой крестьянской слободы, воевода заставил бурят откочевать в верховья речки Оёчек.
Откуда появилось это название села и реки? Одно из преданий объясняет, что бурятам было трудно кочевать по этим болотистым, топким местам с места на место. При этих переходах часто ломались повозки с хозяйственной утварью. От досадного бурятского возгласа «ой-ёх» и произошло это название.
Надо сказать, что длинный и сложный процесс присоединения Сибири к России имел свои трудности и противоречия. Но он оказался необычайно важным, как для самого Сибирского края, так и для державы в целом. Равная по площади двум третям Европы малонаселённая территория представляла огромный интерес для России, как источник неосвоенных природных богатств. А для коренных народов Сибири российское подданство означало прорыв в цивилизацию.
Оёкская слобода начала быстро разрастаться за счёт новоприсланных «переселенцев», тех, кто бежал с других мест поселения. Государевым приказом предписывалось высылать таких людей в Иркутск и селить на пашне. Боярский сын Иван Максимович Перфильев занимался устройством на земле оёкских крестьян. В 1693 году постоянное управление Оёкской слободой было поручено приказчику Василию Кротову. Он же организовал первый посев на государственных десятинах. Известно, что первые два-три года поселенцам предоставлялись льготы: выделялись средства на обзаведение личным хозяйством. На это время они также освобождались от государственной повинности, что позволяло уже в первые годы поселения строить мельницы, где молотили хлеб, в основном для своих нужд. Всего за десять лет, к 1710 году, Оёкская слобода выросла, окрепла и имела 75 крестьянских дворов, а площадь пахотных земель увеличилась до 53 десятин. Близость к Иркутску, ставшему популярным местом проведения традиционных сибирских ярмарок, стимулировала развитие кустарного производства. В Оёке насчитывалось 25 кузниц, 6 смолокурней, 117 мастерских по изготовлению бочек, 33 плотницких и 10 гончарных мастерских, 4 по изготовлению кирпича.
Селорастёт иразвивается
В «Справочнике по Иркутской губернии», изданном в 1825 году, Оёк назван в числе пяти крупнейших агрохимических участков. Рост села способствовал развитию кустарных промыслов. Местные кожевенники, бондари, чироч-ники славились в округе. Здесь был открыт ветеринарный участок, где работали ветврач и фельдшер. Это свидетельствует не только о том, что в селе было большое поголовье скота, но и о том, что Оёк становится своеобразным сельским центром. Немаловажную роль в становлении села сыграло из года в год усиливавшееся движение по Якутскому тракту. В Оёке находился этап каторжного пути, по которому ссыльные направлялись в северные районы Иркутской области.
ДекабристывОёке
Как известно, после окончания каторжных работ декабристам Сергею Трубецкому и Фёдору Вадковскому местом поселения был назначен Оёк. Однако, Сергей Трубецкой, один из организаторов «Союза спасения», «Союза благоденствия» Северного общества в Санкт-Петербурге, избранный диктатором восстания на Сенатской площади 14 декабря 1825 года, затем перебрался в Иркутск. А Фёдор Вадковский, член Северного и Южного обществ, пять лет прожил в Оёке, скончался 8 января 1844 года в возрасте 40 лет и был похоронен в ограде Успенской церкви. Надо отметить, что до приезда в ссылку декабристов в Оёке не было больших огородов. Декабристы познакомили крестьян с парниками. Трубецкой, проживший в Оёке шесть лет, убеждал крестьян разводить сады. Свой земельный надел в 15 десятин он возвратил крестьянскому обществу, а для себя раскорчевал новые земли. Трубецкие оказывали крестьянам медицинскую помощь, обучали их грамоте. Уезжая из Оёка, они подарили свою усадьбу пастуху Верхозину.
Кладовая историисела
Есть в Оёке место, где ясно осознаёшь связь времён. Здесь ты не одинок, тебя окружает дух поколений достойных людей, вещи, некогда им принадлежавшие. Оёкский музей истории появился стараниями энтузиастов-краеведов 1 ноября 1990 года и собрал почти две тысячи интереснейших экспонатов. Среди наиболее редких, фотография Храма Успения Божьей Матери, датированная 1890 годом. В Оёке было всего две таких фотографии, и одна из них хранится в музее. Есть в музее документы, связанные с событиями революции 1917 года и последовавшей за ней гражданской войной. В 1920 году в Оёке окончательно утвердилась советская власть. В 1922 году создалось первое «Полеводческое товарищество». В 1927 году крестьяне образовали первую коммуну, а через год был создан колхоз «Байкал». В 1934 году начала действовать машинотракторная станция. В годы Великой Отечественной войны всё колхозное хозяйство вели женщины, старики и дети. Растили хлеб для фронта. В местном музее, который не так давно переехал в просторное помещение Дома культуры, на видном месте бюст Петра Никифорова, уроженца села, легендарной личности. Ещё до революции он был приговорён к 25 годам каторги, бежал с неё. В годы Великой Отечественной войны служил в разведке. Похоронен в Ленинграде в 1974 году.
Онбылнезаурядной личностью
Сорок один год руководил Иван Степанович Баширин знаменитым в Иркутской области учебно-опытным учхозом «Оёкское». В 1985 году ему было присвоено высокое звание Героя Социалистического труда.
Двадцатилетним сельским пареньком Иван Баширин участвовал в Великой Отечественной войне. За отвагу и мужество в боях с японскими самураями был награждён орденом Красной Звезды, двумя орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степени, множеством медалей. Когда в 1952 году Иван Степанович был избран председателем колхоза имени Сталина, колхозники настороженно присматривались к новому руководителю. Одни говорили: «Молод» (Баширину исполнилось тогда 30 лет). Другие возражали: «В молодости - сила!». Третьи скептически улыбались. Но постепенно дела в хозяйстве пошли в гору. Баширин быстро разобрался в сложных сельскохозяйственных и экономических проблемах. Понял, что главное - забота о людях. И люди отвечали ударной работой. Урожайность зерновых была в среднем по 29 центнеров с гектара. Картофеля по 200 центнеров накапывали. Хозяйство стало знаменитым. Имело на своём счету миллионные прибыли.
- Мы ещё не полностью использовали свои резервы, -говорил он. - Силы и возможности у нас не исчерпаны, есть над чем думать. А народ наш трудолюбивый, горы своротит, если его умело организовать.
Жаль, что после трагической гибели Ивана Баширина 9 апреля 1993 года сельское хозяйство в Оёке стало постепенно приходить в упадок.
Наземледедов ипрадедов
Старинный Оёк - крупное село с населением свыше шести тысяч человек, которое по праву гордится своей историей и сегодняшним днём. На территории муниципального образования расположены и успешно трудятся около двадцати предприятий и социальных учреждений. Среди них - Оёкская средняя школа, детский сад, музыкальная школа, Оёкская участковая больница, профессиональное училище № 60, Хлебокомбинат, РЭС (обслуживание, ремонт электросетей), культурно-спортивный комплекс, дорожная служба, линейный участок связи № 9, отделение связи и другие.
Село благоустраивается и хорошеет. Администрация муниципального образования во главе с Петром Новосельцевым делают всё возможное, чтобы каждый житель старинного села чувствовал себя комфортно на земле дедов и прадедов.
Борис Копылевич
Фото автора
Газета "Ангарские огни" № 28 (10259) от 26 июля 2013 года