Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Общие сведения


Мы пишем

Иркутские пути-дороги

Продвижение русских на восток в конце XVI – 1-ой пол. XVII вв. привело к образованию острогов и других поселений на громадных просторах Сибири. Связь с центральными районами России осуществлялась благодаря существовавшим сухопутным путям, проложенным в течение десятков тысяч лет народами, населявшими земли Сибири -  тунгусами, бурятами, эвенками и другими.

.

Кругобайкальская железная дорога

При постройке дороги по характеру местности, трудности работ, колоссальным физическим и финансовым затратам Кругобайкальская железная дорога (КБЖД) была разбита на два участка: западный – от станции Байкал до Култука (более 85 км) и восточный – от Култука до станции Мысовой. Общая длина двух участков составляет 260 км. КБЖД была построена на южном берегу озера Байкал как часть Великой Транссибирской железнодорожной магистрали.

16 октября 1905 г. дорога была принята в постоянную эксплуатацию, тем самым сквозное железнодорожное сообщение через всю Россию было открыто. Однопутная дорога была сооружена в 1901-1905 гг., второй путь построен в 1911-1915 гг. На западном ее участке между станциями Байкал и Култук сооружено большое количество инженерных сооружений. Все они построены из местных материалов с высоким качеством исполнения. Выступающие в море мысы и утесы пронизаны 39 тоннелями, для защиты полотна дороги от горных обвалов и камнепада построено 16 отдельно стоящих 39 предтоннельных галерей, 230 водотоков и сухих логов пройдено искусственными сооружениями – мостами, виадуками, трубами, лотками, которых около 470 единиц, берега рек и озера, полотно дороги, скальные выемки укреплены и защищены более чем 200 подпорными, предохранительными, одевающими, камнеулавливающими и волноотбойными стенками. Для обеспечения бесперебойного движения поездов на КБЖД было устроено пять станций и пять блокпостов (разъездов), а на перегонах между ними установлены путевые здания.

Кругобайкальская железная дорога была действующей дорогой до 1956 г., когда Иркутск-Байкальская была затоплена Иркутским водохранилищем. Западный ее участок стал тупиковым, по нему практически прекратились грузовые и пассажирские перевозки.

Теперь у Кругобайкальской железной дороги начинается другая пора ее жизни. Исторический инженерно-природный ее комплекс в 1980-х гг. взят под государственную охрану, а в 1995 г. участок Байкал – Слюдянка внесен в Перечень объектов исторического и культурного наследия общероссийского значения. Кругобайкальская железная дорога является уникальным, не имеющим аналогов в мире природно-инженерным комплексом и, в определенном смысле, музеем под открытым небом.

«Идея музеефикации Кругобайкальской дороги давняя. Какой именно придать ей статус – «музей-заповедник», «музейно-туристический комплекс», или назвать как-то иначе – отдельный вопрос, но то, что музей «Кругобайкальская железная дорога» на берегу Священного моря через какое-то время будет организован – несомненно».

Фото №13. Общая стоимость Кругобайкальской железной дороги составила более 63 млн. руб., что почти на 17 % превысило стоимость по расценочной ведомости. Если один километр Сибирской железной дороги стоил 93 тыс. руб., то один километр КБЖД обошелся в 242 тыс. руб., а один километр западного (скального) участка КБЖД – в 390 тыс. руб.

Фото №14. Инженеры, казалось, предусмотрели все для защиты дороги. «И все же не удалось избежать обвалов, камнепадов, крушений поездов. По воспоминаниям старых машинистов, поездки по Кругобайкалке всегда были какими-то особенными и важными, и чуть-чуть тревожными. Тут глаз да глаз нужен: то глыба упадет, то лесина». 

 


Сергей Иванович Медведев
Сотрудник журнала «Земля Иркутская»
и  издательского отдела ГУ «Центр по сохранению
историко-культурного наследия Иркутской области»