К пределам Поднебесной. Часть 3
Лыхин Юрий
Категория: Иркутск : Внешние связи
| Следующая статья
В 2010 году иркутский путешественник Юрий Лыхин, в одиночку, на велосипеде, преодолел Северный Китай - от монгольской границы до древней столицы империи, города Сиань. Весной 2013 года путешествие было продолжено. На этот раз предстояло пересечь Южный Китай. Путь от Сианя до границы с Вьетнамом занял более месяца...
20 марта, среда
Ночью было очень холодно, я отчаянно мерз, несмотря на то, что надел на себя все самое теплое. Поднялся с рассветом. Вода по стенкам пластиковой бутылки замерзла. Но спасительный костерок действует оживляюще. А после острой китайской лапши становится совсем хорошо.
Трогаюсь в путь. Легко качусь по пологому спуску. Сразу после перевала начинают встречаться жилые дома, все более-менее ровные участки земли распаханы. Через 10 километров открывается Тайбай. Однако при въезде в него случается вторая китайская неожиданность: я натыкаюсь на армейскую автоколонну. Из передней машины выбирается офицер и начинает говорить, что мне нельзя здесь находиться. В это время из другой машины выскакивает тот самый военный, который останавливал меня вчера, и угрожающе произносит: «Хэллоу, сэр!» В тот же момент к нам подъезжает полицейская машина, и в создавшейся ситуации я бросаюсь к ней, как под защиту. Военные отступили, и далее я имею дело только с полицией. Увы, и они говорят мне о том же – это закрытая для иностранцев зона. Но в голосе женщины-полицейского, разговаривающей со мной по-английски, я не слышу агрессивности и категоричности. А потому начинаю убеждать ее, что я просто турист, что мне нужна лишь дорога, я никуда не сворачиваю с нее и еду в Ханьчжун, а затем в Чэнду. Предлагаю посмотреть отснятые фотографии: «No secrets, no army!»
Вроде, действует... Но мне объявляют, что я не могу останавливаться в Тайбае. – «И хорошо, – отвечаю, – я поеду дальше!» Тем не менее, меня сопровождают в полицейский участок Тайбая, там предлагают сесть, выпить чаю (хороший знак!) и просят мой паспорт.
Вскоре решение было принято. Поскольку я оказался уже на выезде из военной зоны, меня загружают вместе с велосипедом в полицейскую машину, провозят 20 километров в нужном мне направлении, потом высаживают и отпускают, пожелав мне счастливого пути. Как хорошо! Меня просто распирает от радости: я все-таки прорвался, миновав запретную зону!
Между тем дорога плавно ведет меня вниз по узкому ущелью. Если северные склоны хребта Циньлин высоки и круты, то южные гораздо более пологи.
Время уже первый час, пора и пообедать. Останавливаюсь у придорожной забегаловки. Находящиеся в ней рабочие в затрапезных одеждах смотрят на меня весьма удивленно, потом кто-то показывает на раскатывающееся тесто. Лапша – прекрасно! Сразу же получаю одноразовый пластиковый стаканчик со свежезаваренным чаем, однако не очень вкусным. Между прочим, полицейские напоили меня хорошим зеленым чаем Лун Цзин, что в переводе с китайского означает «Колодец Дракона».
Не прошло и пяти минут, как мне принесли огромную миску широко напластанной лапши с поджаренным салом и зелеными листьями. В отдельной плошечке – острая перечная приправа, которую предлагается смешать с лапшой. Не сказать, что объедение, но очень сытно, что, собственно, и требуется.
Готовит здесь местная «дива» – высокая китаянка с пышной прической, в коротеньком обтягивающем платье поверх облегающего стройные ноги черного трико. Наряд дополняют невысокие коричневые сапожки и черная кожаная курточка. Фотографирую ее на прощание и прощаюсь.
Здесь, посреди хребта Циньлин, небо очистилось от смога, но из-за поднимаемой ветром пыли легкая дымка все-таки окутывает дали. Проезжаю один за другим множество тоннелей. Вообще, все очень похоже на Военно-Грузинскую дорогу, хотя и на китайский манер.
Под конец дня въезжаю в маленький населенный пункт. Захожу поужинать, тычу пальцем в понравившиеся иероглифы. Веселая девушка в красном жакетике и красном передничке говорит: «Ага», а потом, хихикнув, поправляется: «О кей!»
Вскоре она приносит огромную миску, до верха наполнненную пророщенной пшеницей, черными грибами, мясом, тофу, луком, зеленью. Все совершенно красное от перца. Следом несут маленькую плошку риса. Пробую – очень солено и остро. Во рту заполыхало, а губы, язык и глотка сразу занемели. Хотя я еще в провинции Шэньси, похоже, что здесь уже готовят по-сычуаньски.
При всем моем желании, одолеть это блюдо не смог. Если бы только перец, но еще какая-то химическая соль! Повылавливал из бульона все, что можно, съел весь рис и, попытавшись потушить огонь горячим чаем, расплатился.
На улице уже темно, надо подыскивать место для ночлега. Оно находится быстро: на выезде из населенного пункта вижу подвесной мостик, перехожу по нему речку и располагаюсь на береговом песочке под декоративной стеной из ярко-красных фонарей. Время около девяти, преодолел сегодня 80 километров, да еще 20 полицейские подбросили, итого продвинулся на пути к Чэнду на 100 километров.
21 марта, четверг
Под утро стало немного зябко, я укрылся курткой поверх спальника и опять уснул. Проснулся вновь от тарахтения мотоцикла по доскам подвесного моста и людских голосов. Высунул голоову из спальника – меня рассматривают остановившиеся на мостике китайцы.
Собираюсь в путь. Завтракать после вчерашнего блюда не хочется, до сих пор слегка мутит. Ехать с утра, пока еще не пригрело солнце, холодновато. Я вновь утеплен – свитер, куртка, шапочка, даже перчатки пригождаются. Все-таки это горы. Хотя температура до ноля не опускалась, но ниже плюс 10 было точно. Возле каждого домика, мимо которых я проезжаю, видны либо кучки каменного угля, либо поленницы коротко напиленных и мелко поколотых дров.
Ханьчжун, к которому я двигаюсь, находится на высоте 500 метров над уровнем моря, и я все продолжаю спускаться. Дорога по красоте не уступает Военно-Грузинской, но по сложности сооружения, несомненно, превосходит.
Слева под дорогой шумит зеленая горная речка, справа нависают отвесные скальные стены. На поверхности асфальта часто видны глубокие выбоины – следы камнепадов. Тем не менее, я наблюдаю, как бригада китайцев садит деревья прямо у подножия скальной стенки – маленькие туи и какие-то двухметровые стволики совершенно без веток.
Хребет Циньлин не очень высок (высшая точка – гора Тайбай – 3767 м), но по нему проходит водораздел бассейнов главных рек Китая – Хуанхэ и Янцзы. После Ханьчжуна, находящегося в межгорной впадине, мне предстоит преодолеть еще один перевал, и только после этого я окажусь в Сычуаньской котловине.
Заскрипела велосипедная каретка, а смазать нечем – в иркутском аэропорту меня лишили баллончика масляного спрея. Пытаясь найти нечто подобное, завернул в магазиин на автозаправке. Масла там не нашел, зато увидел новые для себя напитки – из ежевики и из киви. Выбрал последний и, остановившись на камнях над речкой, наслаждаюсь кисловато-сладким питьем. Не сразу уловил какой-то знакомый привкус. На что же это похоже? Только теперь я прочитал всю английскую надпись на этикетке. Ну, беда – это уксус из киви! Больше полбутылки уже выхлебал. Надеюсь, мой бедный желудок выдержит.
Речка в какой-то момент оказалась запруженной, и вдоль извилистой дороги протянулось широкое, длинное озеро. Время обеда, останавливаюсь у кафе. Здесь кормят только рыбой, но рыбины, плавающие в садке, – огромные сомы и карпы. Показываю, что мне нужно половину. В ответ отрицательно машут головой. Еду в другое кафе. Здесь несколько видов более мелкой рыбы. Одна девушка принимает заказ, другая сачком достает рыбу, пожилая женщина потрошит ее.
Тыкаю пальцем на какую-то строчку в меню. Мне взвешивают большую рыбину. Показываю, что слишком большая, нужно поменьше. Поменьше нет. Тогда показываю на другой вид рыбы – помельче. Взвешивают четыре штуки. Показываю один палец – «игэ». Отрицательно машут головами. Потом все-таки одну убрали, потом еще одну. Соглашаюсь на две, хотя чувствую, что лопну. И точно, приносят огромную высокую посудину с таким же кроваво-красным бульоном, как и накануне. В бульоне рыба, порезанная ломтиками картошка, тофу, крахмальная лапша, зелень. И опять с первых же секунд язык, губы и гортань стало мелко покалывать, как при анестезии. На сей раз я обнаружил эту специфическую приправу. Это плоды какого-то растения – собранные в гроздь шарики типа кориандра, только слегка крупнее. Никакого отдельного вкуса не разобрать, в том числе и рыбы. Все перебивает перец и этот анестетик. Да уж… Немного спасает остывший чай в металлическом чайничке, явно многожды заваренный.
Сижу на крытой террасе, устроенной над водой. Обслуживающий персонал, собравшийся ввиду отсутствия посетителей за соседним столиком, громко разговаривает и смеется то ли просто так, то ли надо мной.
Лишь когда я готов был закончить трапезу, молодой человек побойчее подошел ко мне с листочком бумаги, на котором было написано по-английски слово «рис». Я согласно кивнул головой, и одна из девушек поспешила прочь. Пришлось еще немного поесть, наполнив желудок хоть чем-то нейтральным.
С соседнего столика показывают на початую бутылку «байцзю». Я отказываюсь, показав, как еду на велосипеде и падаю. Китайцы отвечают взрывом смеха.
Ну, всё, больше невозможно! Как я ни старался, в моем «тазике» уменьшилось незаметно. Стоило мне это блюдо 81 юань (405 руб.).
На прощание фотографирую веселую компанию и встаю, отяжелевший и пошатывающийся, словно пьяный. Просидел здесь без малого два часа, надо спешить в Ханьчжун.
Однако поспешить не удалось. Сегодня явно не мой день! Два прокола на переднем колесе один за другим. А потом смотрю: «Батюшки-светы!», а на заднем-то колесе обод разошелся надвое! Благо я не успел выехать за пределы населенного пункта, находящегося в 10-12 километров от Ханьчжуна. Достаю заготовленную дома фразу: «Где находится ремонт велосипедов?» Мне показывают пальцем. В мастерской старик сокрушенно покачал головой, потом пошарил на шкафу, достал подходящий по размеру обод, подсчитал количество спиц и согласно кивнул головой: «Можно». О, счастье! И отчего-то вдруг мне так захотелось в туалет..! Пришлось проситься в местный, при мастерской…
Собрав колесо и выправив «восьмерку», старик капнул маслом во все крутящиеся места и попросил за весь ремонт 25 юаней (125 руб.). Я отдал ему 30 без сдачи.
Перед Ханьчжуном моя трасса G-316 слилась с трассой G-108, теперь мой путь предстоит по последней. На дорожном щите указаны расстояния: до Гуанъюаня – 186, до Чэнду – 528 километров.
Новая трасса обходит Ханьчжун и ведет на запад, а не на юг, как я ожидал. Проезжаю километров десять, наступает темнота, однако я не останавливаюсь, наверстывая упущенное. Проезжаю еще столько же, подпрыгивая на невидимых в темноте камешках и выбоинахх. Наконец, собираюсь остановиться на тропинке среди желтых рапсовых полей. Однако удобное место находится слишком близко к трассе, и я решил продвинуться еще немного. Но поля вдруг закончились, потянулись сельские дома, а потом и вовсе я въехал в большой город. Ну, значит, так и надо. Вижу огни отеля, подъезжаю и заселяюсь. При оформлении три девушки на ресепшене, не зная английского, хотели добиться от меня, чтобы я написал свое имя по-китайски.
Какое наслаждение: принял горячий душ, перестирал загрязнившуюся одежду, занывший было желудок успокоил припасенным травяным сбором, устроил себе яблочно-мандариновый ужин и с интересом смотрю телевизор, переключая многочисленные каналы.
Все-таки все не так плохо! Проехал сегодня 105-110 километров.
22 марта, пятница
Проснулся, как обычно уже, в 7 часов. Прекрасно выспался и в приподнятом настроении собрался в путь. Город Мяньсянь, в котором я оказался, находится в широкой ровной долине. Слева и справа виднеются хребты, затянутые дымкой смога. Но и помимо смога, воздух не чист. Вчера, когда я ехал среди полей, сильно попахивало нечистотами.
Чуть дальше отеля по той же центральной городской улице, продолжающей трассу G-108, расположен большой храмовый комплекс – Wuhou Tomb. Заплатил 40 юаней и не меньше часа проходил по нему. Все красиво, цветут деревья, разноголосо поют птицы… Но время уже близится к полудню, и я заторопился в путь.
Дорога пошла вверх по долине какой-то реки. Она, как обычно в Китае, перекопана, везде стоит и работает техника. От этого река больше похожа на строительную площадку, чем на уголок чистой природы.
G-108 – трасса государственного значения – здесь узкая, двухполосная. Она причудливо петляет среди домов, полей, возвышающихся гор, прямо в гуще народной жизни. Очень оживляют эти места желтые пятна рапса, вносящие в пейзаж радостно-солнечное настроение. Чувствуется, что здесь заметно теплее: цветут магнолии, растут бамбук, японский банан, агава. Прямо у дороги многочисленные пасеки, над которыми роями вьются пчелы.
Вокруг невообразимая красота, а пахнет то помоями, то нечистотами.
Проехал уже 50 с лишним километров. Речка становится все меньше и меньше. А поля рапса по сузившейся долине все продолжают тянуться, занимая все удобные места.
Наконец я миновал тесный проход сквозь скалы, речка превратилась в ручеек, и дорога крутыми изгибами устремилась вверх. Одна петля над другой по высокому горному склону, потом еще и еще, и вот я выбираюсь на самый верх. Воздух здесь действительно чистый. Долинный смог остался внизу, небо ясное и голубое.
С 1798-го километра дорога пошла вниз. Скоро начнет темнеть, надо бы и с ночевкой определяться. Однако скатился еще с десяток километров, прежде чем обнаружил малюсенькое поле выше дороги, зажатое между скал. Забрался туда и, практически невидимый с дороги, расположился. Даже лапшу заварил, сварганив костерок из всякого мусора.
Время 20.30. Пожалуй, надо ложиться спать. Палатку не ставлю, расстелил тонкую пленку на землю, постелил коврик, а сверху спальник. До утра перекантуюсь. Росы по утрам здесь нет.
Очень красивая, впечатляющая была сегодня дорога! Проехал за день 75 километров.