Страницы истории Восточно-Сибирской студии кинохроники: Начало и конец
Зырянова Татьяна
Категория: Иркутская область : История
| Следующая статья
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ВОСТОЧНО-СИБИРСКОЙ СТУДИИ КИНОХРОНИКИ: НАЧАЛО И КОНЕЦ
О точной дате основания Восточно-Сибирской студии кинохроники (далее ВССК или студия) до сих пор идут споры. Что принять за основу: первую съемку В. А. Петрова, состоявшуюся 1 мая 1928 года (вышеназванный приказ правления «Союзкино» от 11 сентября 1930 года), или первый номер киножурнала «Восточная Сибирь», вышедший в сентябре 1932 года. Известно, что в этом номере главной темой стали новостройки. В журнал вошли сюжеты о возведении моста через Ангару и строительстве локомотивного завода в г. Улан-Удэ (СМ, 1974, 28.02). Есть еще документы «Союзкино», меняющие статус студии. Это приказ от № 19 от 20 октября 1934 года, когда она была переименована в «Производственную базу Восточно-Сибирского края». И приказ 7 февраля 1936 г. № 14, когда ее еще раз переименовали, теперь уже в Иркутскую студию кинохроники. Трестом «Союзкино» назначалась заработная плата, шло снабжение новой техникой, оформлялось увольнение и принятие на работу.
В августе 1937 года вышел первый звуковой фильм «Аршан». В 1938 году Студия Кинохроники перебралась из подвалов кинотеатра «Художественный» в Польский костел, где и находилась до начала 1970-х годов. Несмотря на трудности, кинодокументалисты обретали свое лицо, нарабатывали творческое мастерство. Операторы — Виктор Петров, Константин Матков и Николай Чикмеев — плодотворно трудились в довоенные годы. Первые шаги делали Алексей Белинский, Петр Петров, Оскар Зекки.
Мне кажется, что датой возникновения ВССК следует все-таки считать сентябрь 1932 года, когда на экраны вышел первый журнал «Восточная Сибирь», положивший начало возникновения регулярного кинопроизводства.
Операторы студии, среди которых многие были учениками В. А. Петрова, снимали сюжеты и фильмы по всей Восточной Сибири. Чтобы освещение жизни разных регионов Сибири было более равномерным и регулярным, стали открывать корпункты. В 1943 году был открыт корпункт в Чите, чтобы быть готовыми освещать события, происходящие на Восточном фронте. 9 марта 1949 года был открыт корпункт в Красноярске, 11 июля 1951 года — в Тувинской автономной области (республика Тыва). В Бурятии и Якутии в начале 60-х корреспондентские пункты были переименованы в филиалы студии. Это было вызвано тем, что на студии появился новый вид деятельности. Филиалы (якутский, бурятский и тувинский) начали дублировать советские фильмы, а также киножурналы «Восточная Сибирь» на национальные языки. В соответствии со всеми этими новыми задачами Иркутскую студию кинохроники в 1964 году переименовали в Восточно-Сибирскую студию кинохроники. Увеличился объем работы. Студия в это время выпускала в год 48 киножурналов «Восточная Сибирь» — это в среднем 340 сюжетов в год. Кроме того, 7-8 общеэкранных документальных фильмов, в том числе полнометражных (6-8 частей), то есть идущих по часу и более, таких, например, как «Капсе, Якутия» (1973), «Большой десант» (1978), «Жили-были Семь Симеонов» (1989), «Шторм» (1990) и др.
Кроме того, более двадцати картин снимали ежегодно по заказу различных министерств и ведомств. Например, к юбилею управления «Братскгэсстрой» была снята полнометражная картина «Братская ГЭС. Проблемы, свершения». В годы расцвета коллектив студии вместе с филиалами и корпунктами насчитывал около двухсот человек.
В 1970-х годах мы решили подсчитать свои географические владения. Оказалось, что это почти треть территории Советского Союза — 7 миллионов 325 тысяч квадратных километров. Причем ни одно значительное событие, происходившее на этой территории, не оставалось незамеченным нашими собкорами, а значит, и сохранилось в хронике.
Начиная с 50-х годов, все грандиозные проекты, так называемые «стройки века», осуществлялись в Восточно-Сибирском регионе. Это ангарские гидростанции: Иркутская, Братская, Усть-Илимская, Богучанская. Каскад ГЭС на Енисее, на северных реках (Мамакан). Вокруг них росли новые города. Дешевая электроэнергия позволяла развивать энергоемкие промышленные производства: алюминиевые заводы, металлургические и химические комбинаты, лесопромышленные комплексы. Железная дорога переходила на электротягу. А затем началось строительство Байкало-Амурской магистрали. И все это, от первого колышка и первых десантов изыскателей и строителей и до момента сдачи объектов, запечатлено в исторически бесценных хроникальных кадрах.
Хронику часто сравнивают с дорогим вином: чем больше выдержка, тем она дороже. Сохранились кадры уходящей в прошлое сибирской экзотики. Десятки народностей Сибири и Крайнего Севера со своей самобытной культурой, искусством, народными промыслами, укладом жизни и бытом были постоянными объектами самого пристального внимания кинокамер.
А еще «не тронутые техникой» тайга и тундра с их обитателями! Бесчисленные сибирские реки, в том числе такие могучие, как Лена и Енисей! Растянувшийся на тысячи километров Северный Ледовитый океан! И, наконец, Байкал!
Обо всем этом сняты десятки фильмов. Ну а где отыщешь сегодня столько кинопортретов людей самых редких и самых разных романтических профессий?! Это охотники, рыбаки, оле неводы и мараловоды, моряки с атомных ледоколов, летчики северной авиации, алмазодобытчики, старатели. А сибирские писатели, ученые, художники! Например, известные на весь мир златокузнецы из Бурятии («Мастера»). Или Тувинские камнерезы, создающие из камня фигурки людей и животных высочайшей художественной ценности («Камень Тойбухаа»). Живая история XX века в невосполнимых уникальных кинокадрах.
Это поистине бесценный исторический материал, накопленный более чем за 70 лет существования ВССК — студии, которую всегда считали одной из сильнейших в стране. По крайней мере, по количеству наград международных и российских она опережала не только другие региональные студии, но и успешно соперничала с официозной Центральной студией документальных фильмов, коллектив которой в разы превышал численный состав ВССК.
«Кинематографическая Атлантида» — так назвал свои воспоминания о Восточно-Сибирской студии кинохроники талантливый кинорежиссер-документалист Валерий Хоменко: «...когда-то в недавнем прошлом это был целый материк, гигант качественного сибирского кино. Сегодня пучина времени окончательно поглощает его... Сибирское документальное кино, как когда-то Атлантида, тоже отходит в область мифов...»
Остается последний шанс — удержать в памяти яркую страницу иркутской истории при помощи таких, как эта книга воспоминаний, по возможности стараясь не мифологизировать их.
И еще. Хроника может «работать». Она способна украсить сегодняшние программы и выпуски новостей.
Например, недавняя трагедия на Саяно-Шушенской ГЭС освещалась местными телеканалами с точки зрения групп спасателей из Иркутска, помогавших в ликвидации последствий катастрофы. Но в событийных материалах как-то не догадались использовать кадры хроники из спецвыпуска киножурнала «Восточная Сибирь» № 27 за 1979 г. «Стойкость». Эта лента посвящена первой из четырех техногенных аварий, произошедших на этой ГЭС. Кинокадры тридцатилетней давности и сегодня впечатляют своей энергией, драматизмом. Кстати сказать, этот выпуск был награжден первой премией «Всесоюзного смотра фильмов о Сибири и Дальнем Востоке». Даже центральные каналы не попытались рассмотреть событие в исторический перспективе. Только несколько серьезных газет сообщили, что во время строительства этой гидростанции в целях сокращения затрат был решено не пробивать в скальном грунте боковой резервный водосток, предусмотренный проектом. Этот водосток позволил бы в экстремальных ситуациях, которые регулярно повторяются на Енисее, осуществлять сброс паводковых вод. Сегодня к тому давнему проекту решено вернуться. Вот сколько интересной дополнительной информации могло бы подарить использование старой хроники.
Фрагмент из книги Татьяны Зыряновой
"Мастера экранной публицистики Сибири"
Иркутск, 2009 год
На сайте Прибайкалье (http://pribaikal.ru)
публикуется с разрешения автора