Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Восточно-Сибирская студия кинохроники: Оператор Петр Артемьевич Петров-2 (1908-1984)

Кинооператор Петр Артемьевич Петров на строительстве БАМа

Кинооператор Петр Артемьевич Петров на строительстве БАМа

Кинооператор П. А. Петров на строительстве Братской ГЭС

Кинооператор П. А. Петров на строительстве Братской ГЭС

Портреты операторов первого призыва

Петр Артемьевич Петров-2 (1908-1984)

Когда я пришла работать на студию, старейшим операто­ром был Петр Артемьевич Петров. Ему я посвятила передачу, которая прошла по иркутскому телевидению в цикловой про­грамме «Документальный экран Сибири» («ИСТ») (Иркутская студия телевидения), а также сюжет для киножурнала «Восточ­ная Сибирь». Собирая материал, я много разговаривала с Пе­тром Артемьевичем. Он рассказал, что пришел на студию 15 ав­густа 1936 года. Ассистентом оператора работал по 1939 год, по­том стал работать самостоятельно на съемке сюжетов для к/ж «Восточная Сибирь». 24 июля 1941 года призван на службу в Вооруженные силы по мобилизации. С 11 октября 1941 года по 4 марта 1943 года был кинооператором спецкиногруппы. Сна­чала при политуправлении Забайкальского военного округа, а потом при политуправлении Дальневосточного фронта. После службы в армии снова вернулся на Восточно-Сибирскую сту­дию кинохроники. Своим учителем он считал Виктора Александровича — Петрова-первого, о котором рассказано в предыдущих главах. В то время Виктор уже был ведущим операто­ром, исколесил всю Сибирь, щедро делился опытом и темами. Он много занимался самообразованием, изучал фотографию, физику, химию, даже изобрел оригинальную конструкцию электроосветительного прибора для киносъемки. Его прибор был ценен тем, что мог питаться от разных источников в 220, ПО и 60 вольт. Молодым оператором он говорил: в нашем де­ле надо исполнять три заповеди: 1) знать и уметь ремонтиро­вать съемочную технику, 2) отдавать киносъемкам все свое вре­мя, а заодно и душу, 3) начинать день с прослушивания радио-новостей и чтения газет. Петр Артемьевич говорил, что эти на­казы учителя он всегда старался выполнять.

Так же как и его наставник, Петр Артемьевич был самоуч­кой. Родился 29 июня 1908 года в деревне Долгий Луг непода­леку от Братска в крестьянской семье. Вместе с отцом пахал, сеял, «жал серпом, молотил цепом», охотился, рыбачил. Свой первый фотоаппарат смастерил сам по чертежам из попавшей­ся под руки брошюры «Как самому сделать фотоаппарат». Сде­лал ящик из фанеры, вставил линзы из старого бинокля и да­лее по инструкции. Начал снимать как любитель, потом рабо­тал в фотоателье. 15 августа 1936 года пришел на Иркутскую студию кинохроники, где и проработал до 21 июня 1984 года, то есть 48 лет, исключая фронтовые годы. И было ему в то вре­мя уже 76. Зачем такие подробности? Да чтобы молодой чита­тель знал, что люди того поколения жить без своей работы не могли. И пишу об этом не ради красного словца, а потому что была свидетелем его подвигов. Уже когда ему было далеко за 70, он поехал зимой в Братск снимать сюжет «ЛЭП шагает че­рез Ангару», а потом привез потрясающий материал, где в 30-градусный мороз лэповцы двигались по проводам как канато­ходцы. Их ресницы, брови и бороды в куржаке и инее.

—  Как вы это снимали? Неужели были рядом с ними на этой головокружительной высоте, на ветру, на морозе?

—  Ну а как же иначе, — ответил он. — Вот только камера мерзла, так я ее отогревал на груди, под полушубком.

— А руки?

— Руки у меня с детства к морозу привычны...

— Ну а как же вам хватило на все это физических-то сил? — не унималась я.

И тут он ответил фразой, которая запомнилась мне на всю жизнь:

— Знаешь, Таня, как говаривал мой отец — умирать умирай, а картошку сажай!

Меня восхищала его преданность делу, его энтузиазм. И я счастлива, что всегда защищала его от молодых шутников, под­смеивавшихся над его глуховатостью — результатом сильного обморожения на одной из съемок. Над тем, что он всегда при­ходил на работу с ворохом свежих газет. В то время как среди молодых стало модным не искать темы, а изобретать их. Защи­щала и от начальства, которое несколько раз пыталось уволить его по сокращению штатов. Особенно усердствовал в этом пла­не тогдашний главный редактор Б. Новгородов.

— Ну чем он вам помешал, ведь он берется за самую небла­годарную черновую работу — снимает хронику, — убеждала я. — В то время как другие кинулись делать «шедевры»: очерки, пор­треты, фельетоны. Кто из молодых займет его нишу?

Так и получилось. Когда Петр Артемьевич ушел, снимать новости стало некому.

Что же он оставил после себя? Повседневную летопись си­бирских строек и, прежде всего, Братской ГЭС. Он ведь оттуда родом. Его родная деревня ушла под воду Братского водохра­нилища, и это символично. Он и сам положил жизнь за то, во что верил. Верил, что ГЭС принесет на его малую родину сча­стье. Мы сегодня многое видим в другом свете. Но в своих эко­логических, проблемных фильмах в качестве самых веских до­водов используем переосмысленную, но по-прежнему яркую хронику все того же Петрова. Например, фильм «Страсти по ангарскому каскаду» я начинаю с его хроникальных кадров пе­рекрытия Ангары. Использовал их и режиссер Борис Шуньков в своей ленте «Зона затопления», получившей Серебряного дра­кона на МКФ в Кракове. Не пропустил и известный немецкий режиссер Андре Торндайк в фильме «Русское чудо». Увидев эти кадры впервые в просмотровом зале студии, он не мог сдержать восхищения:

— Снимаю перед вами шляпу, — сказал он.

Впервые Петров приехал в Братск вместе с изыскателями зимой 1955 года, чтобы снять свой первый сюжет о будущей ГЭС, которой тогда еще в помине не было. Что было? Тайга, а в тайге — маленькая гостиница всего на 6 мест. Первые по­стояльцы, в числе их был и Петр Артемьевич, сами вымели из комнат свежие стружки, стали жить, работать снимать. Потом он приезжал сюда еще и еще. «Битва у Падуна», «Письмо из Братска», «Год большой жизни». «Из этих кадров, — сказал о нем иркутский писатель Б. Лапин, — можно сложить многосе­рийную документальную эпопею».

Вот что писали ему в те годы с ЦСДФ: «...вышел из про­явки снятый вами сюжет «Перекрытие Ангары». Сюжет вели­колепно снят, исключительно выразительно передает героиче­скую работу строителей ГЭС в течение тех 19 часов, в которые происходило перекрытие реки... Журнал «Новости дня» вышел сегодня, и ваш сюжет его украшает».

Петр Артемьевич создал киноэпопею о рождении Ангар­ских гидростанций — Иркутской, Братской, Усть-Илимской, Богучанской. Нелегкий хлеб был у него, но когда я слушала его рассказы, казалось — нет этого хлеба слаще.

Мы тоже снимаем шляпу перед этим удивительно скром­ным тружеником и отдаем дань его повседневному оператор­скому подвигу. Подвигу, потому что он редко снимал в много­людных съемочных группах с администраторами, осветителями, шоферами и ассистентами, готовыми в любую минуту придти на помощь оператору. Редко он работал со сценаристами и ре­жиссерами, способными подсказать, что и как снимать. Чаще он оставался один на один с тяжелой камерой, штативом, аккумуляторами и яуфом с кинопленкой. Он тонул в Тофаларии и только чудом спасся. Поздней осенью замерзал в тайге. Выручила кинокамера. Вывинтил объектив, направил солнеч­ный луч, проглянувшего на его счастье из-за туч светила на клочок взрывоопасной нитропленки и так разжег костер, пере­ночевал, а утром — снова в путь на поиск экспедиции геологов. Огонь помог ему и отпугнуть медведя.

Кинооператор Михаил Поплавский начинал ассистентом у Петра Артемьевича. Он рассказывал о таком эпизоде.

Дело было на Коршунихе, перед пуском горно-обогати­тельного комбината. Снимали в карьере. Готовился мощный взрыв. Все оцеплено, люди предупреждены. Петр Артемьевич готовится к съемке, закрепляет камеру на штативе, проверяет фокус, композицию кадра.

Взрывник собирается повернуть ручку аппарата и дает ко­манду: «Ложись!» Все падают на землю. Кроме оператора. Гре­мит взрыв, в воздух взлетают массы породы, летят огромные камни. Петров снимает.

Наконец, все окружение встает, отряхивается. Оператор спрашивает ассистента: «Слушай, что это в кадре мелькнуло?» «Да вот этот булыжник, Петр Артемьевич», — отвечает ему Ми­ша и показывает громадную каменюку, которая просвистела бу­квально над головой камермена.

Один из газетных корреспондентов даже написал, что Пе­тров падал с эстакады Братской ГЭС. Да видал ли когда-нибудь этот журналист эстакаду, высота которой с многоэтажный дом? Да, он, действительно, падал, но не с эстакады, а с первого аг­регата ГЭС. Это, разумеется, значительно ниже, но 10 дней пришлось дома отлеживаться — и снова в Братск.

Еще не закончилась Братская эпопея, как начался Усть-Илим. И опять Петр Артемьевич вместе с первопроходцами: с первого флага, поднятого ими над Толстым мысом, с первого санно-тракторного поезда, с первого каравана барж и до само­го пуска.

Когда я пришла на студию, он только что снял первый ба-мовский десант. Все на студии это событие проспали, а потом, уяснив его важность, решили делать фильм. Пристроились в соавторы к Петрову, съездили на досъемки, и появилась един­ственная в то время в стране картина о БАМе «Первые дни Таюры» (1974); лента ЦСДФ вышла гораздо позднее.

Можно без конца множить подобные примеры, потому что П. А. Петров успел сделать очень многое: снял более двух ты­сяч сюжетов для киножурнала «Восточная Сибирь», сотни — для ЦСДФ в выпуски «Новости дня», десятки фильмов.

В финале положено говорить о наградах. Ими Петра Ар­темьевича не обделили. «Заслуженный работник культуры», есть и орден «Знак почета», и медаль «За трудовую доблесть». Но главными наградами он считал звание «Почетного строите­ля Братска», скромные нагрудные знаки строителя Усть-Илим-ской ГЭС, Коршуновского ГОКа, БАМа и других объектов, на которых его знали все и воспринимали не как гостя, а как коллегу по работе, соседа, честного работягу, словом — своего че­ловека. Умер мастер кино в 1984 году 27 августа — в день кино.

 

Сведения о поощрениях и награждениях кинооператора Восточно-Сибирской студии кинохроники Петрова Петра Артемьевича

1.    1939 г. За добросовестное исполнение своих обязанно­стей объявлена благодарность.

2.   1939 г. За   образцовую   работу  премирован   денежной премией в размере 200 руб.

3.   1939 г. За оперативность в съемке празднования 22-й годовщины Октября в г. Чите объявлена благодарность.

4.   1940 г. К 20-летию кинематографии за исключительно добросовестное отношение к работе премирован ботинками.

5.   1946 г. Награжден медалью за доблестный труд в Вели­кой Отечественной войне 1941-1945 гг.

6.   1957 г. Награжден   почетной   грамотой   Министерства культуры РСФСР за успешную работу в ознаменование 40-й го­довщины Великого Октября.

7.   1957 г. Награжден   почетной   грамотой   Министерства культуры РСФСР за съемку сюжета «Селевая проходка» к/ж «Восточная Сибирь» №36 за 1956 год.

8.   1959 г. Награжден почетной грамотой Ирк. обл. Испол­нительным комитетом профсоюза работников культуры в день 40-летия Советской кинематографии.

9.   1961 г. Награжден значком «Отличник Мин. культуры СССР».

10.  1964 г. Награжден почетной грамотой за хорошие пока­затели в работе.

11.  1965 г. Награжден значком «Строитель Братской ГЭС».

12.  1966 г. Награжден медалью за трудовое отличие за стро­ительство Братской ГЭС.

13.  1968 г. Объявлена благодарность за многолетнюю пло­дотворную работу в Советской кинематографии и в связи с 60-летием со дня рождения.

14.  1968 г. Награжден значком «Строитель Коршуновского ГОКа».

15.  1968 г. За многолетнюю и безупречную работу награж­ден почетной грамотой Ирк. облисполкома.

16.  1968 г. Награжден   значком   «Отличник   министерства кинематографии СССР».

17.  1969 г. Награжден почетной грамотой комитета по ки­нематографии при Совете Министров СССР и Центрального комитета профессионального союза работников культуры за долголетнюю работу в кинематографии и в связи с 50-летием советского кино.

18.  1970 г. Награжден медалью за доблестный труд в озна­менование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина.

19.  1971 г. 54 год Октября. Объявлена благодарность.

20.  1972 г. В ознаменование праздника 1 мая и достигнутые успехи объявлена благодарность.

21.  1973 г. В честь празднования 56-й годовщины объявле­на благодарность.

22.  1973 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР присвоено почетное звание заслуженного работника Культуры РСФСР.

23.  1974 г. За проявленную инициативу и творческое во­площение на экране первых строителей БАМа награжден по­четной грамотой.

24.  1974 г. За самоотверженный труд, активное участие в общественной жизни на строительстве одной из крупнейших в мире электростанций Усть-Илимской ГЭС и в честь пуска пер­вых агрегатов выдано Памятное удостоверение строителя Усть-Илимской ГЭС.

25.  1975 г. За активно участие в создании к/ж «Новости дня» в честь 50-летия со дня выхода объявлена благодарность.

26.  1975 г. Награжден медалью 30 лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

27.  1911 г. Награжден медалью «Ветеран труда».

28.  1979 г. Награжден Знаком БратскГЭССТРОЯ «За разви­тие энергетики Приангарья».

29.  1979 г. Награжден Почетной Грамотой Государственного Комитета РСФСР по кинематографии и Центрального Ко­митета профсоюза работников культуры за многолетнюю ус­пешную работу в системе кинематографии.

30. 1980 г. Награжден Почетной Грамотой за долголетнюю и безупречную работу в кинематографии и в ознаменование Дня советского кино.

Награжден Почетной Грамотой за успешное выполнение соцобязательств 63-й годовщины Октября.

 

Фрагмент из книги Татьяны Зыряновой
"Мастера экранной публицистики Сибири"
Иркутск, 2009 год

На сайте Прибайкалье (http://pribaikal.ru)
публикуется с разрешения автора