Владыка Евгений на реке Илим. Деревня Уфимцева и село Романовское (1913 год)
Шинковой Анатолий
Категория: Нижнеилимский район : История, Усть-Илимский район : История
| Следующая статья
Н.А. Пономарев. Поездка преосвященного епископа
Евгения в Киренский уезд в июне - июле месяцах 1913 г.
Иркутск. 2007. С. 230. (составители Крючкова Т.А., Шинковой А.И.).
Сохранены особенности написания географических названий, отдельных слов, некоторые особенности орфографии и пунктуации.
В 9 час. вечера вступили в пределы прихода Романовского. На правом берегу Илима — кажется — вот, вот свалится в воду деревня Уфимцева, — берег ее каждой весной усиленно размывается ледоходом, фундаменты изб и других набережных построек оголены, деревня понемногу переселяется дальше от реки, располагаясь по скату горы. Благословив собравшийся народ, Владыка проследовал в новостроящееся здание для министерского училища, беседовал с учителем по разным вопросам школьной жизни, главным образом относительно постановки религиозно-нравственного воспитания, и преподал ему нужные наставления. Преподавание Закона Божия, за отдаленностию от местожительства священника, ведет учитель. По заявлению местного благочинного, дело поставлено слабо и неумело (учитель из Жердовской сельскохозяйственной школы). Спрошенный Владыкой один ученик, например, сказал, что зовут его «Иваном. Имянинник бывает за две недели до Пасхи»... Из целого ряда фактов для Владыки выяснилось, что надлежащего наблюдения за преподаванием Закона Божия в министерских школах нет, и это не только там, где Закон Божий преподается священниками, но и там, где преподавание доверяется учащему школы. Так как Закон Божий в начальной школе, где сведения по другим предметам не идут дальше грамотности, должен занимать первое место и изучаться не академически, а быть предметом религиозно-нравственного воспитания учащихся, необходимо, чтобы направление этому воспитанию в школе и руководственные указания давало лицо духовно опытное и богословски образованное. Таким, конечно, на месте, естественно, является уездный наблюдатель церковно-приходских школ, которого и следует снабдить надлежащими полномочиями, пока же отношение его к школам министерским весьма неопределенно и ничем точно не регламентировано. Затем — большое значение в деле начального воспитания имеет чтение книг известного подбора, а потому отсутствие материала религиозного содержания, доступного пониманию народа, как наприм., жития святых, лишает преподающего в школе возможности осведомить вверенных его религиозному руководительству детей с житиями тех святых, имена которых эти дети носят, — отсюда голос наблюдателя имел бы весьма важное и ценное значение при решении вопроса о снабжении школ книгами религиозного содержания.
8-го июня — село Романовское — резиденция благочинного церквей Илимского края. Приход здесь выделен из Нижне-Илимского в 1908 году, с отчислением сюда 3-го священника и 2-го псаломщика из Нижне-Илимского причта. Приходский храм во имя св. Архистратига Божия Михаила24 (существует с 1875 года), построенный усердием купеческой вдовы Софии Туголуковой; теперь пришел в ветхость, тесный, убогий. Крайне необходима постройка нового. В приходе 2063 души обоего пола. Священником состоит о. Евграф Беляевский, который за свою пастырскую попечительность пользуется особым расположением и любовию прихожан. Много также на пользу прихожан трудится и жена о. Беляевского25, которая известна не только в приходе, а и во всей округе как сердобольная и сведущая лекарка. Вначале она лечила гомеопатией, а теперь и аллопатией, нередко оказывает в нужных случаях и помощь хирургическую. Население, кажется, ей больше верит и больше к ней обращается, чем к местному медицинскому персоналу.
По совершении в храме краткого молитвословия Владыка с крестным ходом проследовал в поле — на место, предназначенное для постройки нового храма. После молебна с акафистом св. Архистратигу Божию Михаилу Владыка сказал прекрасное слово, в котором, выяснив великое значение храма в жизни христианина, призывал прихожан к скорейшему построению нового храма и благословил сбор пожертвований на это святое и насущное для романовцев дело. Собравшиеся в большом количестве (420 чел.) прихожане к призыву отнеслись сочувственно и постановили будущий храм воздвигнуть в память 300-летия Царствующего Дома Романовых. Пять лет самостоятельной жизни прихода — срок небольшой, чтобы романовцы смогли своими силами соорудить себе новый, отвечающий потребностям прихода, недород хлеба и население жило впроголодь. Владыка прекрасно понял такое печальное положение романовцев и не оставил их без утешения, обещав оказать им всякое содействие к скорейшему удовлетворению их неотложной нужды. В дальнейшем путеследовании я был свидетелем забот Владыки о Романовском храме: он неоднократно обращался к состоятельным лицам, приглашая их помочь нужде романовцев... Тщательно Владыка осмотрел местную церковно-приходскую школу, помещающуюся в прекрасном здании, состоящем из двух домов: в главном — класс человек на 45, квартира учащему, в другом — помещения для общежития приезжих учеников и кухня. Учащихся 30 человек. Учителем состоит Семен Хлыновский, окончивший церковно-учительскую семинарию. Владыка спрашивал учеников по всем предметам. Ответы были даны вполне хорошие, кроме пения, которое, по неспособности и неподготовленности учителя, не преподается. Ученикам старшего отделения Владыка раздал евангелия, а прочим крестики. По ревизии документов осмотрено приходское кладбище, расположенное за селом по берегу Илима. За последние годы берег в этом месте стал усиленно омываться водой, благодаря чему весной обнаруживаются гроба. Приходится переносить их на другое место. — Вечером, при переполненном храме, Владыка совершил всенощное бдение и около полуночи отбыл далее.
Примечание:
24 Архистратиг Божий Михаил. В церковных песнопениях воспевается как «ангельских ликов чиноначальник», т.е. вождь, архистратиг небесного воинства. Его имя значит «кто как Бог». Память 8 (21 по н. ст.) ноября.
25 Беляевская Евдокия Гавриловна (около 1872 – после 1914), жена священника Евграфа Алексеевича Беляевского.
На сайте www.pribaikal.ru
публикуется с разрешения издателя
Архитектурно-этнографического музея «Тальцы»
Книга издана при финансовой поддержке
Государственного архива Иркутской области