О концерте китайского дирижёра И Цзюаньцзы в Иркутске
Бережных Владимир
Категория: Иркутск : Внешние связи, Иркутск : Культура
Предыдущая статья | Следующая статья
Этот концерт стал поводом для размышлений о общности задач в сфере культуры у Китая и России. Слово главному редактору журнала "Россия и Китай" Владимиру Бережных.
Честно признаюсь, что на концерт дирижёра из китайского города Тяньцзиня, очаровательной И Цзюаньцзы, я попал не по зову души, а, можно сказать, по производственной необходимости. Дело в том, что в очередном номере нашего журнала «Россия и Китай» мы планируем опубликовать ряд материалов, отражающих ситуацию с культурой и искусством в Китае. Тема подсказана прошедшим в октябре 6-м пленумом ЦК КПК 17-го созыва, который как раз и был посвящен вопросам и проблемам культуры и искусства в КНР. Китайское руководство всерьез озабочено вопросом "культурной безопасности" страны, оно понимает необходимость углубления реформы всей системы социалистической культуры, продвижения, использования культуры в качестве инструмента «мягкой силы» Китая. Проще говоря, ЦК КПК понимает то, что против Китая, по сути, ведется информационная война, направленная на разложение китайского общества, на формирование поколения не патриотов своей страны, а общества потребителей американских «культурных ценностей», навязываемых контркультурой.
Именно контркультура (а не западная культура в целом) признана в Китае серьезной идеологической угрозой. В то же время китайское руководство приветствует освоение китайским народом лучших достижений мировой культуры, приобщение к ним. В том числе, и в первую очередь - и к российским тоже.
В Китае неуклонно растет число балетных, музыкальных и художественных школ, создаются новые симфонические оркестры. Именно одним из таких оркестров, в 13-ти миллионном городе Тяньцзине, дирижирует И Цзюаньцзы. В Тяньцзинь она приехала со степенью магистра по специальности «дирижирование» после завершения в 2006-м году обучения в Пекинской Центральной консерватории Китая. А до этого в 1988г. И Цзюаньцзы окончила бакалавриат консерватории в родном городе Сиане, где свою музыкальную биографию она начинала под руководством отца, музыканта симфонического оркестра провинции Шэньси. Дирижёрскую деятельность И Цзюаньцзы успешно совмещает с преподавательской и с исполнительской. В составе струнного квартета она выступает в зале художественного музея г.Тяньцзинь. Джуанцзи приглашают многие известные симфоническими оркестрами городов Китая: Куньмин, Ухань, провинции Шэньси. Выступала она также в России (Москва) и в Эстонии (Таллин). И Джуанцзи - одна из немногих исполнительниц, обращающихся к творчеству современных китайских композиторов.
Музыканты Иркутского губернаторского симфонического оркестра высоко оценили дирижерский талант И Цзюаньцзы, сказав про неё примерно так: «Дама требовательная, и даже жесткая, но талантливая». Это же подтвердил и руководитель нашего оркестра, Илмар Лапиньш. Кстати, именно он пригласил Джуанцзи в Иркутск, когда, по приглашению, дирижировал симфоническим оркестром в Тяньцзине. Так что приезд в Иркутск И Цзюаньцзы – продолжение творческих контактов между нашими городами. На своём худсовете иркутские музыканты решили поставить самую высокую оценку дирижеру из Тяньцзиня.
29 октября в Иркутске под руководством И Цзюаньцзы прозвучали два музыкальных произведений. Это «Симфония №5» Дмитрия Шостаковича и «Концерт для альта с оркестром» Альфреда Шнитке (где солировала на альте лауреат Международных конкурсов американка Нора Романова – Шварцберг, обучающаяся в магистратуре в Австрии).
Я не отношу себя к знатокам классической музыки. Но и мне было понятно, что И Цзюаньцзы совместно с оркестром исполнили эти сложнейшие музыкальные произведения на высочайшем профессиональном уровне. Зал напряженно внимал звучанию оркестра – музыка была не та, чтобы расслабляться. Интересно было наблюдать за слушателями в зале – кто-то подался вперед всем корпусом, кто-то, закрыв глаза, весь ушел в себя, кто-то, наклонившись, что-то пояснял ребенку, не спускающего глаз со сцены…. Зал был полон, в нем заметны многие известные люди Иркутска, были и дипломаты из монгольского и китайского генконсульств, китайские студенты (не пропускающие ни одного значительного культурного события с участием своих земляков), и вообще много молодежи. Это удивляло, и радовало – Иркутск не утратил ценителей высокого искусства, более того – создалось впечатление, что спрос на вечное и прекрасное у нас растет. Подумалось - может быть, нам пора уже строить новую филармонию – такую, чтобы на её сцене мог свободно размещаться не только относительно небольшой губернаторский оркестр, но и более многочисленные художественные коллективы – как российские, так и зарубежные?! Чтобы, возможно, там можно было проводить одновременно несколько концертов, чтобы нашлось место и музею, и музыкальным классам, чтобы благодаря этому у нас становилось все больше и больше музыкально образованных людей, воспринимающих хорошую музыку как одну из главных жизненных необходимостей…. Чтобы в стенах филармоний, театров, музеев продолжала формироваться настоящая элита российского общества, а не та, которую нам навязывают СМИ – т.н. «московский высший свет».
К сожалению, в нашей стране – десятки миллионов тех, кто в лучшем случае на слух способен определить только несколько наиболее известных музыкальных произведений. Да и то сказать, ведь знакомство с «вечной» музыкой у нас происходило, пожалуй, только посредством радио, но и там она уже вытеснена рекламой «медицинских приборов Елабужского завода» и волшебных средств от всех болезней сразу. Нельзя, впрочем, не признать, что практически вся классика сегодня записана на компакт-диски, но продается таких CD в тысячи раз меньше, чем попсы. Это плохо, это говорит о низком уровне музыкального воспитания в России, это серьезный пробел нашей системы обязательного образования, это отражение уровня развития нашего общества в целом. Но, в итоге, это и неиспользованная возможность дополнительно зарабатывать деньги в такой сфере, которая прибыльна во многих странах мира. Естественно, развитых. В таких, как Великобритания, США, Франция, Германия, Италия, Испания, Австрия (да и Австралия тоже). Там, где классическое искусство приносит серьезные поступления в бюджет, где билеты на концерты известных исполнителей значительно дороже, чем, например, на Мадонну, «Виагру» и подобных. Но тех – Виагр, блатняков, «Comedy club» и прочих «юмористов» с их скрытым и явным национализмом, цинизмом и матами нам навязывают на каждом шагу через, фактически, бесконтрольные FM-радиостанции и различные телеканалы, а настоящее искусство живет за счет крайне тонкого слоя истинных его почитателей. Происходит духовная эрозия российского общества, а если учесть, что долгое время думский комитет по информационной политике(!), информационным технологиям и связи возглавлял хозяин телевизионного проекта «Дом-2» Валерий Комиссаров, то получается, что дебилизация нашей молодежи организована на самом высоком уровне….
Иначе на самом высоком уровне решают вопросы «культурного здоровья» своей нации в Китае. Об этом говорят документы вышеупомянутого 6-го пленума ЦК КПК 17-го созыва. Мы пытаемся учиться у Китая. Может быть, учиться у китайцев надо не только экономике, но и методам управления такими важнейшими сферами государственной жизни, как наука, образование и культура, а не слепо копировать западные технологии типа пресловутого ЕГЭ…
Тем более, что методы государственного управления и культурой, и наукой, и образованием Китай в свое время перенял у нас, у Советского Союза. Но раз это так, то, очевидно, нам надо не столько механически перенимать опыт КНР, сколько использовать все лучшее, что было создано в годы "строительства коммунизма" в нашей стране. И ни в коем случае не отдавать государственную политику в сфере культуры в руки коммерсантов типа вышеупомянутого Валерия Комиссарова, даже, и тем более если они депутаты нашей родной Госдумы...