Байкал хранит свои тайны (о гибели теплохода «Академик Шокальский»)
Каменщикова Эльвира
Категория: Иркутская область : История
Предыдущая статья | Следующая статья
Статья опубликована в журнале "Земля Иркутская" №2 1994 год
Предоставлена автором - Эльвирой Каменщиковой
Фотографии из архива семьи Э.Г. Максимовой предоставлены автором
Каждый год к пустынному берегу у мыса Красный Яр приходит байкальский корабль, какие обычно ходят по водам Байкала. На его палубе никогда не бывает туристов, а люди приплывают с ним, чтобы справить здесь печальную тризну. И так каждый год, в 1993 году это было в десятый раз.
Здесь, в этом месте, на виду у берега погиб теплоход «Академик Шокальский» и с ним семь человек экипажа. Одна из последних крупных катастроф на Байкале с человеческими жертвами. Корабль бесследно исчез, не вернув никого земле. Байкал крепко хранит свои тайны.
Те, кто приплывает сюда каждый год, помнят погибших и рана не заживает, и непосильно горе, и глубже саднит сердце; нет на земле могил, и, если даже никто не говорит об этом вслух, в каждом живет надежда — может быть живы? И каждый год поминают Владислава Ивановича Чернышева, Сергея Склянова, Валерия Нефедьева, Виктора Максимова, Виктора Соболева, Антонину Коновалову, Валерия Рудакова.
Иногда, зная, зачем пришел сюда теплоход, подплывают мимоидущие корабли. Люди годами, десятилетиями связаны с Байкалом, он
редко кого отпускает. И, глядя на Байкал, искрящийся под утренним солнцем от памятного знака, поставленного на склоне горы, вспоминают и печальное, и веселое.
Все они были молоды, у всех были дети разных возрастов: у капитана Чернышева сыну уже шел двадцать второй год, а у его помощника Сергея Склянова было трое малышей; у Нефедьева —дочь девяти лет, а у Максимова — механика — сын и дочь. Остались вдовы, сироты, безутешные родители.
А экипаж был дружный и веселый. До сих пор помнят их розыгрыши и шутки. И, может быть, веселые воспоминания о них скрашивают горе. При приходе в порт могли кому-нибудь вместо вещей уложить в рюкзак кирпичи, обернув чем-нибудь мягким. Или могли наоборот, собираясь в плавание, уложить раззяве все галстуки. Перед последним трагическим плаванием, за месяц до него, вся команда остриглась под ноль, как новобранцы.
После катастрофы на берег вынесло садовую скамейку. Ее унесли ночью из какого—то сада и несли через весь город на корабль, пугая и удивляя поздних прохожих. И эта
скамейка стала доказательством того, что погиб «Шокальский». Как много в жизни нелепых случайностей, или уж действительно судьба, и никуда от нее не убежишь. И, очевидно, такие случайности закреплены в народном словотворчестве: «на роду написано», «кому повешену быть —не утонет». Не пошел в плавание матрос Александр Михеев, вместо него на время своего отпуска отправился артист театра музкомедии Валерий Рудаков. И в этот день, когда к Красному Яру приходит корабль, если даже Байкал—батюшка накануне хмурился, разгонял волну, то второго августа, в Ильин день, он ласково улыбается, весь сияет в бликах, словно в этот день пытается загладить вину свою перед этими ни в чем неповинными людьми, может виновными только в том, что были женами, матерями людей, страстно любивших Байкал и не представляющих себе жизнь без него.
Байкал относится к классу озер, но катастрофы на нем случались, как на настоящем море, и нужно крепко подумать, прежде чем легкомысленно назвать его озером. Его воды внушают почтение, даже когда он тих и спокоен. Он не злой и не добрый, он равнодушен к судьбам людским. И жертвы он забирал с самого начала появления па нем утлых лодок и парусников.
«...осенью 1772 года бот «Св.Кузьма» был выброшен штормом на восточный берег у Посольска и поврежден. В 1779 году бот «Адриан и Наталья» выбросило на посольскую коргу и закидало льдом. В 1817 г. разбиты бурей три судна с казенным свинцом, «бывшие на доставке Ксено — фонта Михайловича Сибирякова суда, груз и люди погибли совершенно». 15 сентября 1838 года потерпел крушение галиот «Иркутск» около Посольского монастыря, команда спаслась, судно утонуло». В 1860 году поздней осенью погиб пароход "Наследник Цесаревич".»
Самой крупной катастрофой по числу человеческих жертв была катастрофа с судном «Потапов», принадлежавшим немчиновскому пароходству в Малом море. Погибло 158 человек, из которых 143 мужчины, 11 женщин и четверо детей. Было разбито 550 бочек рыбы, утоплено 107 неводов. Подробное исследование этой катастрофы по материалам архивов провел капитан теплохода «Андрулайтис» Виктор Вертянкин и опубликовал статью в журнале «Речной транспорт» N 6 за 1991 год.
В прошлом году исполнилось десять лет со дня гибели теплохода «Академик Ю.М. Шокальский», с которым погибло 7 человек экипажа, в том числе одна женщина, исчез и теплоход, который до сих пор не обнаружен, несмотря на проведенные тщательные поиски.
Место, где произошла катастрофа, называется Красный Яр. И при сумрачной погоде оно производит мрачное впечатление. Почти отвесная лесистая гора, экраном вздымающаяся над Байкалом; у кромки воды стоят стеной выбеленные солнцем, умершие сосны, оторванные от материка; сучья, как руки, взывающие о помощи.
Берег обычно пустынный, но в тот трагический день 2 августа 1983 года, к счастью, здесь оказались люди, нашедшие пристанище в предвидении наступающей непогоды: рыбаки, туристы, ребятишки из близкой Бугульдейки. Если бы в этот день, как обычно, здесь не было бы ни одного человека, то гибель теплохода «Шокальский» вообще бы осталась тайной, никогда не разгаданной. И еще одно весьма важное обстоятельство: на берегу Красного Яра находился свидетель, который долгое время работал на морях Северного
Ледовитого океана, имевший опыт наблюдений за состоянием обстановки на море и смогший потом составить схему ситуации гибели теплохода.
Вообще у мыса Красный Яр гиблое место. Один из инспекторов судовой инспекции рассказывал, что он около 20 лет занимался расследованием аварий с плотами. Чаще всего плоты бьются у Красного Яра. Здесь возникает необычная погодная обстановка, дует северо-западный ветер, с гор скатывается туман, даже не туман, а какой —то кисель из тумана. Ближе к зениту абсолютно голубое небо, кажется , что облака стоят на месте. Ветер дует из горных расщелин, часто возникают местные горные ветры. Здесь трудно прогнозировать погоду: на Бугуль — дойке нет метеостанции, и дуют ветры, названия которых известны всем. Баргузин — восточный
ветер с Баргузина, Култук — юго-западный ветер, Верховик — северо-восточный.
В районе Красного Яра погода не задалась уже после полудня 1 августа. В это время в Иркутске к выходу на Давшу, на север, готовился теплоход «Шокальский». В 14 — 00 он был осмотрен и признан пригодным к безаварийному плаванию. В 18 — 00 он вышел из Иркутска и шел вдоль западного берега.
А в районе Красного Яра причаливали лодки, которые из опасности ухудшающейся погоды приставали к берегу, чтобы переждать непогоду.
При расследовании аварии с теполоходом «Шокальский» Грабовский Николай Иович рассказал:' «... Ветер Аул порывистый 15 м/сек. (1 августа 1983 г.—авт.), волнение было около 1 м. На лодках при таком волнении мы не ходим. К вечеру волна стихла и мы пошли дальше, остановились мы на ночевку у мыса Красный Яр. Лодки мы вытащили в 200—250 м. от мыса, на котором был маячок и вешка у воды. 1 августа по радио по Байкалу никакой погоды Иркутск / Улан-Удэ не передавали.
Вечером около 23 часов ветер стал усиливаться, стал опять порывистым, где-то до 25 м/сек. и продолжался всю ночь. К утру ветер резко усилился, у нас сорвало па — латку около 7 часов. Мы пошли ста — вить палатки в лес, в это время наши обе лодки, привязанные 30 метровой веревкой подняло вихрем (смерчем) в воздух и отбросило метров на 15. Ветер дул с обеих сторон мыса и сверху с мыса порывами вырывался ветер. Все это напротив мыса рождало вихри. В месте нашей стоянки волны были 0,5—0,75 м. На мысу волна была сильнее, там вода будто кипела.
...Со стороны бухты Песчаная около 9 — 00 появились мачты судна, а потом само судно. Его я заметил первым. Судно во время хода делало какие —то непонятные зигзаги и видимо, не могло поймать носом ветер. Никакого громоздкого груза на палубе я не видел, трудно было разглядеть из —за расстояния и видимости. Потом судно выровнялось и пошло в сторону мыса и я перестал за ним наблюдать.
...Потом Черемных повернулся к Бабкину и закричал: «Он перевернулся!» Я посмотрел и увидел, что судно по—моему лежало на боку и секунд через 30 я увидел полностью днище красное и винты. Минут через 5 появился один человек, затем второй и третий. Судно держалось на плаву около 20—25 минут. Судно постоянно разворачивало в воде и оно уходило мористее. Около судна постоянно крутило вихри; они часто скрывали судно. На мой взгляд скорость ветра была до 50 м/сек., несло даже гальку величиной с ноготь. Судно скрылось. Ветер стих как —то незаметно. Около 17 часов мы начали заниматься лодками. Черемных заметил какие —то предметы на воде и над ними летали чайки. Прямо на нас из воды вынесло два спасательных круга, на которых было написано Г-314 ИУГМС (1). Также вынесло канистру от
мотора Нептун и от мотора Вихрь. Они были сильно смяты.» (2)
Все люди, которые были свидетелями катастрофы, рассказывают о том, что погода начала портиться 1 августа, но ни одна из радиостанций не сообщила об изменении погодной обстановки.
Панов Юрий Андреевич: «...1 августа мы были на парусной лодке в районе Красного Яра. Из-за опасности горного ветра я лодку крепко привязал. В 2 часа ночи начался горный, я проснулся от его шума. Лодки метались на привязи. Я не спал всю ночь. В 9 часов я увидел как со стороны Бугульдейки идет судно, оно кренилось на левый борт. Он шел среди вихрей и смерчей и подставлял борт горному. Но судно прошло и скрылось за мысом. Мы вернулись в зимовье. Гладков взял фотоаппарат и пошел снимать бушующий Байкал. Вдруг он закричал. Мы выскочили из зимовья, он показывал на горизонт. Там лежало большое судно днищем вверх. Через несколько минут появилась фигура человека, он прополз по днищу и схватился за руль. Потом появии — лись еще две фигуры и присоединились к нему. Судно несло на восток. Судно исчезло среди смерчей и брызг. Мы переговаривались между собой, видя как на наших глазах гибнут люди, но ничего не могли предпринять, хотя на наших глазах гибли люди. В километре от берега я видел красное днище и три точки на нем, а потом все исчезло.» (3)
Панов говорит о том, что Гладков снимал бушующий Байкал. Гладков был москвичом. Когда узнали, что у него есть пленка, то в день отъезда его нашли на вокзале и уговорили отдать пленку. Но с ней вышла совершенно непонятная история — действительно Байкал не расстается с тайнами — при проявлении вся эмульсия была смыта.
Рассказывает еще один свидетель — Козлов Олег Дмитриевич:
«...Я включил радио, но погоду передали только по Иркутску, Бурятия тоже ничего по Байкалу не сказала, хотя на море творилось невообразимое, его как будто встряхивали снизу. По морю гуляли смерчи, они фонтанами опадали на берег, как будто шел дождь. Ветер вздымал в воздух гальку. Нашу лодку выбросило на берег, раздался такой звук, как будто раздавили большое яйцо. Лодку разнесло в клочья. Мы пошли к яхтсменам поговорить о лодках (т.е. зашли в зимовье— авт.). Один из них пошел фотографировать на берег, потом мы услышали его страшный крик: «Мужики!» Увидели в 1,5 км. от берега судно лежит на боку. Через пять минут оно перевернулось вверх днищем. Трое выбрались к рулю. Потом оно исчезло.
На воде плавала скамья, бак, мерный шест, крут с номером, ящик большой с отверстиями, капроновая бочка. В воде плавало много хлеба». (4)
Черемных Владимир Михайлович рассказывает:
«... В момент аварии мы находились южнее маяка мыса Красный Яр. Шли мы с отдыха на Малом море с това — рищами. Остановились у Красного Яра из —за ухудщения погоды. (1 авг.1983г.—авт.). В 12 часов ночью с 1 на 2 августа легли спать. Палатку срывало и к 7 утра сорвало оконча — тельно.
Около 8 часов выбросило на берег лодки с повреждениями.
Около 9 часов в районе мыса Дыроватый (Арка) я увидел катер (теплоход «Шокальский» Черемных называет катером —авт.).
Катер с белой надстройкой и шел курсом на Север, лодка за рубкой была серой. Катер шел ровно не качаясь и опасений за его судьбу не было. На палубе не было ни людей, ни груза.
За 2 или 3 километра он начал рыскать, попал в полосу шквального ветра. Ветер менялся то с юго-запада, то с юго-востока, при этом катер кренился. После этого я начал наблюдать за ним неотрывно.
Корабль появился на траверзе нашей стоянки, но в 9—30 шквальный ветер усилился. И появилась стенка, идущая с севера. Я на мгновение повернулся к костру и, когда оглянулся снова к озеру, корабль был уже вверх днищем. Не было никаких плавающих предметов. Шквальный ветер еще более усилился и даже срывал гальку с песчаной полосы. Шли высокие волны около 20—30 м. (5), фронтом в 50—100 метров, которые время от времени образовывали водяные смерчи высотой 20м., которые шли в разных направлениях и через 30 — 40 секунд возникали снова. Столбы были из капелек воды. Небо было в разрывах с проблеска ми голубого цвета. А над серединой Байкала небо было совершенно чистым и голубое.
Когда судно плавало днищем вверх, через 5 — 8 минут в носовой части днища появился человек и побежал к рулю. Еще через пять минут появились два человека. На плаву судно еще держалось 10—15 минут.
Люди были на одном месте, теплоход разворачивало, смерчи продолжали возникать. Возник смерч, стена брызг накрыла судно и когда стена пропала не было ни судна, ни людей.
К часу дня шторм стал стихать. К 17 часам правее гибели корабля я увидел в подзорную трубку несколько темных предметов, в том числе бочку. И собралось много чаек. В 17—00 один из друзей поехал к месту гибели и привез мерный шест, сидение красного цвета, 20—литровую канистру с бензином и помятый топливный бак от подвесного мотора. Позднее к берегу прибило пенопласт, два спасательных круга с надписью Г—314 и буквами ИУГКС и еще позднее деревянную лестницу.
На берегу во время шторма находились школьники из Бугульдейки, три яхтсмена.
Часа через два после гибели судна на север прошло судно, принадлежнось которого не установили.
Около 20—00 мимо проходила лодка «Казанка» (мужчина и женщина), мы их остановили и попросили сообщить о гибели властям в Бугульдейке.
03.08 мы пошли в Иркутск и в порту Байкал сообщили о случившемся.
За 20 лет, в течении которых я бывал на Байкале, я таких явлений не встречал.
Я работал на Карском море, на море Лаптевых, там тоже такого не было.
После шторма 2 августа около 17—18 часов в небе возникли поперечные полосы, которые быстро шли с Запада на Восток.»(6)
Проведенными поисковыми работами не был обнаружен ни один из членов экипажа погибшего теплохода, не обнаружили также и самого судна, местонахождение его неизвестно.
Проведены были все полагающиеся следственные мероприятия и в постановлении о прекращении уголовного дела следователем В.М. Серегиным записывается: «... в районе Красного Яра у западного берега озера Байкал, попал в зону действия непрогнозируемого, крайне редкого локального опасного явления с образованием смерчей и скоростью 'ветра, значительно превышающей ограничения для данного судна по ветру, указанные в судовых документах, в результате которого судно перевернулось и затонуло. »
В октябре 1983 года собрались вместе все родственники погибших и вышли на берег у Красного Яра, потом это стало ежегодной традицией. И настолько еще свежо было горе, так саднило сердце, что не выдержал отец Сергея Склянова, бросился в Байкал и поплыл, наверное, в отчаянной попытке сквозь толщу воды увидеть силуэт погибшего корабля. Его успели перехватить уже довольно далеко от берега.
Лето 1993 года было на редкость жарким. Байкал лениво дремал в берегах. И вдруг пронесся слух, что с вертолета видели красное днище корабля; он висел у самой бездны на зубцах подводных скал. Но это был только слух.
Надежда живет до самой последней минуты, а Байкал со своей тайной не расстается, он равнодушен к судьбам людским.
ПРИМЕЧАНИЯ
1.ИУГМС — свидетели неправильно называют аббревиатуру; следует ИУГКС — Иркутское территориальное управление по метеорологии и контролю природной среды.
2.Дело № 30508 по факту гибели теплохода «Шокальский» и всех членов ко..анды судна, происшедшее 2 августа 1983 года в районе мыса Красный Яр.— Архив Иркутской транспортной прокуратуры.— л.д. 135-136.
З.Там же, л.д. 138-139.
4.Там же, л.д. 123-124. 5.Вероятно ошибка, свидетель хотел сказать 2 —Зм.
б.См. примеч. 2, л.105-107.