Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Первые ледоколы на Байкале

У причала пароход «Александр Невский». Фото. Начало ХХ в. Собрание Л. С. Любимова

Пристань порта Байкал. Фото. 1902. Собрание Музея истории города Иркутска

Сборка ледокола-парома «Байкал» на Лиственичной судоверфи. 1900. Собрание автора (из коллекции Ю. А. Андрулайтиса)

Село Лиственичное в день торжественного спуска ледокола-парома «Байкал». Фото П. А. Милевского (?). 1900. Собрание автора

Постановка вагонов на ледокол-паром «Байкал». Фото. Начало ХХ в. Собрание Л. С. Любимова

Ледокол-паром «Байкал» в плавании. Фото П. А. Милевского. 1900-е. Частное собрание. Публикуется впервые

Разгрузка ледокола-парома «Байкал» на станции Танхой. Фото. 1 сентября 1903. Собрание Л. С. Любимова

Ледокол-паром «Байкал» в плавании. Фото. Начало ХХ в. Собрание автора (из коллекции Ю. А. Андрулайтиса)

Ледокол «Ангара» на Байкале. Фото. Начало ХХ в. Собрание автора. Публикуется впервые

Легендарный ледокол на вечной стоянке

Пароход «Яков» ведет караван торговых судов. 1901. Открытка. Собрание автора (из коллекции Ю. А. Андрулайтиса). Фотография снята накануне шторма, разыгравшегося на Байкале

Погибшее судно «Потапов». Фото. 1901. Собрание автора (из коллекции Ю. А. Андрулайтиса). На снимке видна тень фотографов, снимающих выброшенный на мель корабль. На берегу складируются остатки спасенного груза

Над прозрачной гладью

К 1898 году Транссиб подошел с Запада к Иркутску, с Вос­тока - к станции Мысовая. «Теперь Средне-сибирская и Забайкальская железные дороги подошли к тем пунктам, соединить которые быстро было невозможно: требовалось построить очень сложный в техническом и весьма затратный в материальном плане участок вокруг Байкала. Комитет Сибирской железной дороги выделил в распоряжение министра путей сообщения 5 млн. руб. для организации изыскательских работ на берегах Бай­кала с целью выбора удобных мест под пристани и гавани для устройства паромной железнодорожной переправы».

Журнал «Земля Иркутская». №2-3. 2003 г.

Уже к декабрю 1895 года были получены средства на возведе­ние пристани на Байкале, заказаны в Англии паромы-ледоколы.

«Сборка парома-ледокола в селе Лиственичном началась 15 января 1898 года. 25 июня того же года последовало высочай­шее повеление императора Николая II назвать паром-ледокол по имени великого озера - «Байкал». Первые пробные рейсы корабль начал совершать с 4 января 1900 года, и до марта было сделано 22 рейса от Лиственичного до станций Переемная и Мишиха. С 24 апреля 1900 года начинаются пассажирские и грузовые рейсы от станции Байкал до Мысовой. Несколько позже была спущена на воду «Ангара».

Журнал «Земля Иркутская». №2-3. 2003 г.

В своих воспоминаниях «Забытые иркутские страницы» редактор газеты «Восточное обозрение» И. И. Попов писал: «Оборудование ледокола («Байкал» - автор) было закончено в середине зимы. Вагоны поезда вгонялись в ледокол задом и располагались по рельсам радиусами, идущими от двери. Локо­мотивы не перевозились. На ледоколе помещался целый поезд со всем грузом. Над средней палубой, где стоял поезд, была дере­вянная надстройка, наверху размещались каюты, рубка, столовая, гостиница и прочее. Над каютами была верхняя палуба, высоко поднимавшаяся над водой. Благодаря надстройке ледокол пред­ставлял собою огромное судно и производил внушительное впечатление. Зимой ледокол вывели из дока и он прошел версты 3, ломая лед, и вернулся в гавань. Попытки пройти через Бай­кал зимой были оставлены. Летом же ледокол легко перевозил поезда. Зимою была гужевая переправа, пока не построили Кругобайкальскую дорогу с массой туннелей, террас, перекидных мостов через заливы.

Когда прошла Кругобайкальская дорога, поезда уже не перевозились ледоколом, и ледокольная затея оказалась никчемной. Правда, во время русско-японской войны оба ледокола - «Бай­кал» и «Ангара» - помогли передвижению войск и грузов на Дальний Восток».

И.И. Попов. Забытые иркутские страницы. В.-С. кн. изд. Иркутск. 1989. С. 56Через два месяца после спуска на воду ледо­кола-парома «Байкал», 25 июля в торжествен­ной обстановке был освящен ледокол «Ангара», более изящный, схожий с «Ермаком» - детищем той же фирмы «Сэр В. Г. Армстронг, Витворт и К°» в Ньюкасле.

В 1899 году это судно в разобранном виде было доставлено по морю до Ревеля, затем по железной дороге - до Байкала. Сборку ледокола, плотницкие и столярные работы вели рабочие Лиственичной судоверфи.

С 1 августа 1900 ледокол «Ангара», водоизмещением 1400 тонн, начал совершать регулярные грузовые и пассажирские рейсы.

Драматическая судьба преследовала старейшее байкальское судно ледокольного типа, в ходе Гражданской войны в Сибири, в августе 1918 года, корабль был захвачен отступающими колча-ковскими войсками, которые удерживали заложников из граж­данского населения, а затем казнили 31 человека на его борту.

В мирное время ледокол «Ангара» уже не использовался в качестве транспортного средства, некоторое время служил пла­вучим складом, в 1977 году иркутские власти решили создать на уникальном судне музей Восточно-Сибирского пароходства. Силами местных энтузиастов начали реставрационные работы, но из-за отсутствия средств и надлежащего надзора историчес­кий корабль «Ангара» пострадал от пожара и затонул. Только в 1988 году судьбой судна заинтересовались, и он был поднят на воду, восстановлен в прежнем виде. С марта 1991 года музей - ледокол принял первых посетителей, стал популярным объектом сибирских и заезжих фотографов.

Этот легендарный корабль, корпус которого изготовлен из высококачественной английской стали, сегодня находится на вечной стоянке в одном из заливов Иркутского водохранилища. Байкал всегда играл важную транспортную роль у корабе­лов Сибири. Его воды бороздили караваны купеческих торговых кораблей, сюда с постоянной последовательностью прибывали экспедиции исследователей уникального заповедника флоры и фауны, фотографы. О суровом нраве и непредсказуемости Бай­кала ходят легенды, сведения о трагических историях оставлены в иркутских летописях.

Осенью с 14 на 15 октября 1901 года на Байкале разыгралась страшная буря. Пароход «Яков», следуя из Верхнеангарска, вел на буксире три судна: «Потапов» с 549 бочками рыбы, «Могилев» с 250 бочками, «Шипунов с таким же количеством и три бурятс­ких лодки-мореходки. Во время шторма буксируемые суда были отпущены. «Могилев» выбросило на берег, «Шипунов» чудом удержалося на якоре у береговой скалы, о которую разбило в щепки судно «Потапов». Вся команда (176 человек) погибла.

 

Фрагмент из книги Рудольфа Берестенева "Яркий почерк светописцев. Фотообразы времени"

На сайте "Прибайкалье" (www.pribaikal.ru) фотографии и текст публикуются с разрешения автора книги