Первые ледоколы на Байкале
Берестёнев Рудольф
Категория: Иркутский район: История
Предыдущая статья | Следующая статья
Над прозрачной гладью
К 1898 году Транссиб подошел с Запада к Иркутску, с Востока - к станции Мысовая. «Теперь Средне-сибирская и Забайкальская железные дороги подошли к тем пунктам, соединить которые быстро было невозможно: требовалось построить очень сложный в техническом и весьма затратный в материальном плане участок вокруг Байкала. Комитет Сибирской железной дороги выделил в распоряжение министра путей сообщения 5 млн. руб. для организации изыскательских работ на берегах Байкала с целью выбора удобных мест под пристани и гавани для устройства паромной железнодорожной переправы».
Журнал «Земля Иркутская». №2-3. 2003 г.
Уже к декабрю 1895 года были получены средства на возведение пристани на Байкале, заказаны в Англии паромы-ледоколы.
«Сборка парома-ледокола в селе Лиственичном началась 15 января 1898 года. 25 июня того же года последовало высочайшее повеление императора Николая II назвать паром-ледокол по имени великого озера - «Байкал». Первые пробные рейсы корабль начал совершать с 4 января 1900 года, и до марта было сделано 22 рейса от Лиственичного до станций Переемная и Мишиха. С 24 апреля 1900 года начинаются пассажирские и грузовые рейсы от станции Байкал до Мысовой. Несколько позже была спущена на воду «Ангара».
Журнал «Земля Иркутская». №2-3. 2003 г.
В своих воспоминаниях «Забытые иркутские страницы» редактор газеты «Восточное обозрение» И. И. Попов писал: «Оборудование ледокола («Байкал» - автор) было закончено в середине зимы. Вагоны поезда вгонялись в ледокол задом и располагались по рельсам радиусами, идущими от двери. Локомотивы не перевозились. На ледоколе помещался целый поезд со всем грузом. Над средней палубой, где стоял поезд, была деревянная надстройка, наверху размещались каюты, рубка, столовая, гостиница и прочее. Над каютами была верхняя палуба, высоко поднимавшаяся над водой. Благодаря надстройке ледокол представлял собою огромное судно и производил внушительное впечатление. Зимой ледокол вывели из дока и он прошел версты 3, ломая лед, и вернулся в гавань. Попытки пройти через Байкал зимой были оставлены. Летом же ледокол легко перевозил поезда. Зимою была гужевая переправа, пока не построили Кругобайкальскую дорогу с массой туннелей, террас, перекидных мостов через заливы.
Когда прошла Кругобайкальская дорога, поезда уже не перевозились ледоколом, и ледокольная затея оказалась никчемной. Правда, во время русско-японской войны оба ледокола - «Байкал» и «Ангара» - помогли передвижению войск и грузов на Дальний Восток».
И.И. Попов. Забытые иркутские страницы. В.-С. кн. изд. Иркутск. 1989. С. 56Через два месяца после спуска на воду ледокола-парома «Байкал», 25 июля в торжественной обстановке был освящен ледокол «Ангара», более изящный, схожий с «Ермаком» - детищем той же фирмы «Сэр В. Г. Армстронг, Витворт и К°» в Ньюкасле.
В 1899 году это судно в разобранном виде было доставлено по морю до Ревеля, затем по железной дороге - до Байкала. Сборку ледокола, плотницкие и столярные работы вели рабочие Лиственичной судоверфи.
С 1 августа 1900 ледокол «Ангара», водоизмещением 1400 тонн, начал совершать регулярные грузовые и пассажирские рейсы.
Драматическая судьба преследовала старейшее байкальское судно ледокольного типа, в ходе Гражданской войны в Сибири, в августе 1918 года, корабль был захвачен отступающими колча-ковскими войсками, которые удерживали заложников из гражданского населения, а затем казнили 31 человека на его борту.
В мирное время ледокол «Ангара» уже не использовался в качестве транспортного средства, некоторое время служил плавучим складом, в 1977 году иркутские власти решили создать на уникальном судне музей Восточно-Сибирского пароходства. Силами местных энтузиастов начали реставрационные работы, но из-за отсутствия средств и надлежащего надзора исторический корабль «Ангара» пострадал от пожара и затонул. Только в 1988 году судьбой судна заинтересовались, и он был поднят на воду, восстановлен в прежнем виде. С марта 1991 года музей - ледокол принял первых посетителей, стал популярным объектом сибирских и заезжих фотографов.
Этот легендарный корабль, корпус которого изготовлен из высококачественной английской стали, сегодня находится на вечной стоянке в одном из заливов Иркутского водохранилища. Байкал всегда играл важную транспортную роль у корабелов Сибири. Его воды бороздили караваны купеческих торговых кораблей, сюда с постоянной последовательностью прибывали экспедиции исследователей уникального заповедника флоры и фауны, фотографы. О суровом нраве и непредсказуемости Байкала ходят легенды, сведения о трагических историях оставлены в иркутских летописях.
Осенью с 14 на 15 октября 1901 года на Байкале разыгралась страшная буря. Пароход «Яков», следуя из Верхнеангарска, вел на буксире три судна: «Потапов» с 549 бочками рыбы, «Могилев» с 250 бочками, «Шипунов с таким же количеством и три бурятских лодки-мореходки. Во время шторма буксируемые суда были отпущены. «Могилев» выбросило на берег, «Шипунов» чудом удержалося на якоре у береговой скалы, о которую разбило в щепки судно «Потапов». Вся команда (176 человек) погибла.
Фрагмент из книги Рудольфа Берестенева "Яркий почерк светописцев. Фотообразы времени"
На сайте "Прибайкалье" (www.pribaikal.ru) фотографии и текст публикуются с разрешения автора книги