История архитектурного памятника п.Маритуй (КБЖД) «Дом с сердцем»
Категория: Слюдянский район : История, Слюдянский район : О районе
Предыдущая статья |
КБЖД (Кругобайкальская железная дорога) – гордость нашего Слюдянского района. КБЖД – комплексный памятник инженерного искусства под открытым небом. Этот участок Транссибирской магистрали признан чудом России. Кругобайкальская железная дорога – часть Великой Транссибирской магистрали. На КБЖД было построено 424 инженерных сооружения, в том числе 39 тоннелей общей протяжённостью 8 994 метров, 16 отдельно стоящих галерей, сооружено 6 величественных арочных мостов, 280 подпорных стенок протяжённостью около 29 км.
Особую гордость вызывают линейные сооружения, крупные здания - памятники, построенные по особым проектам в 1902-1905 годах в стиле железнодорожного модерна и не имеющие аналогов в мире. Вот об одном из них нам хочется рассказать - «Дом жилой начальника I участка, тип №14 с хозяйственными постройками: два сарая, малая архитектурная форма благоустройства - искусственный водопад». Регистрационный номер 59 в списке памятников государственного (федерального) значения.
«Дом с сердцем» - такое название здание получило из-за расположенного на его главном фасаде (со стороны путей) оригинального окна по конфигурации напоминающего сердце. В 2007 году этот памятник находился в крайне печальном состоянии: со стороны Байкала выбиты стёкла, выставлены двери, а на крыше росли кустарники. Вот тогда – то, из - за его неприглядного вида, «Дому с сердцем» был вынесен приговор - демонтаж. К счастью, приговор не был приведён в исполнение. Клей Г. В., краевед и просто неравнодушный житель посёлка, вовремя нашла документ, подтверждающий, что комплекс «Кругобайкальская железная дорога» от ст. Байкал до ст. Слюдянка Указом президента Российской Федерации от 20 февраля 1995г. №176 взят на государственную охрану и включён в «Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения». Было время, когда в п. Маритуй массово разбирались на дрова архитектурные памятники, имущественные объекты РЖД. Уникальное здание «Дом с сердцем», чудом уцелевшее, всегда будет напоминать нам об утрате других уникальных памятников архитектуры. Всего в п. Маритуй утрачено около 90% построек.
Станция Маритуй и посёлок при ней были образованы и сформировались, в основном, в 1902-1908 гг. при строительстве 1 пути Кругобайкальского участка Сибирской железной дороги. Свое название железнодорожная станция получила благодаря реке Маритуйке, так как по особому распоряжению при строительстве Сибирской железной дороги предлагалось давать названия станциям по названию рек или других географических ориентиров (долин, возвышенностей, мысов и т.д.). Бурятское слово «морин» означает лошадь, конь. «Моритэй» - всадник на лошади.
В 1905 году на Кругобайкальскую железную дорогу, в п. Маритуй, был направлен на двухлетнюю практику Пестерево Михаил Николаевич, впоследствии он стал начальником II участка Забайкальской железной дороги. К тому времени КБЖД была передана в ведение Забайкальской железной дороги, участок Байкал – Култук относился ко II эксплуатационному участку. Михаил Николаевич Пестерево стал проживать в доме, построенном для начальника участка Службы пути. Согласно «Временных правил частного железнодорожного строительства» начальник участка имел право иметь самую большую жилплощадь (343кв.м.). В доме было семь комнат с кухней, а также – крытая терраса. Во дворе дома была оранжерея с печным отоплением, тут же был разбит сад с малыми архитектурными формами и искусственным водопадом, а в сторону озера вела оригинальная винтовая лестница с ажурными коваными перилами. Дом начальника участка стоял и стоит на самом берегу Байкала, на краю обрыва. От дома к пляжу и пристани спускалась деревянная лестница. Эта лестница до сих пор существует, как и винтовая с ажурными коваными перилами.
С 1908 года у Михаила Николаевича Пестерево в работниках находился китаец Часао – Цай, который разводил редкие цветы и деревья в оранжерее начальника, работал в огороде, а также устраивал клумбы у жилых домов и пассажирских зданий (вокзалов), помогал счетоводу, который давал ему задания по уходу за растениями. Зарплату он получал из личных средств начальника. Михаил Николаевич очень ценил труд именно китайцев. Когда русские рабочие написали рапорт о том, чтобы китайских рабочих с дорожных работ рассчитали, а взяли их, он был не согласен. Михаил Николаевич писал: «…китайские рабочие более надёжны, чем солдаты в смысле полного и беспрекословного подчинения выхода на работу, независимо от времени суток и состояния погоды, тогда как солдаты желают – идут на работу, желают – не идут, несмотря на усиленное приглашение, чему было много примеров и летом, и осенью, и зимой».
Название «Дом с сердцем» возникло накануне революции, когда в одной из комнат застрелился сын Михаила Николаевича, тогда и появилось это окно в форме перевёрнутого сердца. Вскоре семья покинула Россию и перебралась во Францию.
В середине 1920 – х гг. управление Забайкальской железной дороги поддержало ходатайство Академии наук, которая обратилась с просьбой о предоставлении помещения для будущей сейсмической и метеорологической станций в п. Маритуй. Для этого была отдана значительная часть дома бывшего начальника участка «Дома с сердцем». Для Байкальской Комиссии Академии Наук «Дом с сердцем» стал базой Байкальской экспедиции, опорной гидрометеорологической станцией на Байкале. Вместе с домом к научной станции перешла и оранжерея.
Нам удалось побеседовать с Ляскиной Анной Дмитриевной, она живёт в п. Маритуй уже 67 лет и видела, как разбирали односельчане уникальные здания, как пронзительно звенели огромные листвяки, сбитые на совесть скобами и проложенные мхом, как они с трудом поддавались лому. Рассказывает, что плакали вместе с мужем, смотря на этот вандализм.
- Анна Дмитриевна, пожалуйста, расскажите, что вы знаете о «Доме с сердцем?»
- В п. Маритуй я приехала в 1955 году, но ещё застала процветающий посёлок. О доме знаю по рассказам своей свекрови, Ляскиной Марфы Николаевны. К сожалению, её нет в живых. Она приехала из г. Курска со своими родителями совсем маленькой девочкой и прожила в п. Маритуй до 92 лет. Марфа Николаевна знала всё о посёлке Маритуй. Вот бы вам у кого спросить! Хорошо, расскажу, что знаю. Марфа Николаевна рассказывала, что в доме жил начальник II участка Службы Пути инженер Пестерево. В народе его почему – то называли «Пестровой».
- А вы не знаете его имени?
- К сожалению, не помню. Так вот, у этого «Пестрового» был полный штат прислуги: и садовник, и конюх, и прачка, и белошвейка… К прислуге относился с уважением – его любили. Любил в коляске выезжать вместе со своей семьёй в падь Кирпичную.
- Почему падь так названа?
- Говорят, что в долине был маленький кирпичный заводик, может быть даже начальника и был. А у моей свекрови мама ходила в прислугах у «Пестрового». Она рассказывала, что была у семьи начальника чудесная оранжерея и водопадик с винтовой лестницей. Люди были образованные и интеллигентные - вечерами устраивали домашние чтения, ставили спектакли. Многочисленная прислуга делала жизнь семьи безмятежной, но вот однажды в окно этого дома постучало горе. Никто в семье не ожидал, что сын начальника полюбит простую девушку из бедной семьи.
- А вы не помните, как звали сына начальника?
- Нет, не помню.
- Случилась трагедия?
- Всё случилось так, как случается в романах о любви с трагическим концом. Сын не смог пережить неразделённую любовь и застрелился отцовским револьвером у себя в комнате. Отец решил оставить память об этом трагическом событии и приказал вырезать в комнате сына окно в форме перевёрнутого сердца. Семья начальника уехала из России сразу после революции, увековечив свою трагическую историю семьи в памяти людей.
- А мистики никакой в этом доме нет?
- Никто не замечал. Зачем пугать людей?! Потом в советское время в этом доме располагалась контора ПЧ – 9, контора ПМС.
- Какие красивые тополя растут возле дома!
- Да, красивые. Они ровесницы КБЖД. В 1904 г. построили дом и сразу тополя посадили, но не совсем для красоты, хотя и это учитывалось, а для укрепления береговой линии. Ведь дом стоит на краю обрыва и ещё стоять будет благодаря корням тополей.
- Анна Дмитриевна, мы участвуем в III региональном конкурсе медиаматериалов «Прикладное краеведение», посвящённом историческим и культурным ресурсам Иркутской области. В своей конкурсной работе мы хотим рассказать о «Доме с сердцем». Многие узнают о нём. Всё – таки, чем является для вас «Дом с сердцем»?
- Сердцем и является, только перевёрнутым. Люди с ума посходили. Ломать – не строить. Здания разобрали, какие в 90-х г., а какие совсем недавно. Последнее здание года три назад разобрали – «Красный уголок». «Дом с сердцем» тоже был под угрозой разбора на дрова, но спасибо, что нашлись неравнодушные люди – спасли.
- Так ведь в доме одну из комнат поселковая администрация занимает…
- Нахождение администрации в одной из комнат не спасёт его от разрушений. Надо сделать так, чтобы сохранить это здание надолго. Не одну комнату в порядке содержать, но и все остальные облагородить. Может быть, сделать культурным местом для жителей? В нашем посёлке отсутствует досуговое место для проведения мероприятий. Также можно обратиться в «Центр по сохранению историко-культурного наследия Иркутской области». Возможно, и поможет Центр. Вы молодые и заинтересованные – подумайте.
- Спасибо, Анна Дмитриевна!
Любовь к Родине начинается с малого – с исследования истории своего родного края. Мы поняли, что «Дом с сердцем» в п. Маритуй - это уникальное архитектурное здание - символ непростой судьбы посёлка. «Дом с сердцем» - наше прошлое, без которого нет будущего. По нашему мнению, у каждого из нас, где бы мы не находились, в прямом или переносном смысле, должен быть свой дом с сердцем, только не перевёрнутым.
Автор: Клей Галина Викторовна, главный библиотекарь по работе с молодёжью и юношеством, Муниципальное бюджетное учреждение «Межпоселенческая Центральная библиотека Слюдянского района». Участники: Ерофеева Кристина, Хмыль Алина, ученицы 11 «А» класса, МБОУ СОШ №50.