Слюдянский район. Основное направление развития Слюдянского района - туризм. На территории Слюдянского района расположена Кругобайкальская железная дорога. Недалеко от города Байкальск (Слюдянский район) находится горнолыжный комплекс - "Гора Соболиная"

Символом Порта Байкал мог бы служить маяк, расположенный почти на вершине горы, возвышающейся над поселком. Некогда его свет служил кораблям ориентиром в опасных ночных рейдах и круизах, сейчас же это всего лишь романтический памятник минувшей эпохи со стигматами вандализма и дикости — отпечатками наивного творчества более поздних поколений конквистадоров. Обойти Порт Байкал за день трудно. Дома разбросаны по распадкам гор, отступая друг от друга порой на несколько километров. Они, словно бывалые солдаты, искусно используют особенности рельефа, чтобы укрыться от постороннего взгляда.

В поселке несколько точек локализации. Есть сам порт — то место, куда прибывают корабли, где есть причал, док, где суда стоят, пережидая зиму или шторма. Возле причала по обе стороны железнодорожного полотна расположены строения, принадлежащие пароходству: блочное административное здание, магазин, несколько жилых домов, а также ветхие деревянные склады. На административном здании сохранились остатки надписи, обозначающей название поселка. Сохранилась только его первая часть: ПОРТ. Именно так старожилы и называют свой поселок.

Вокзал — еще одна точка па карте поселка. Возведенный более 100 лет назад во время строительства Кругобайкальского участка, ныне отреставрированный и обновленный, он совмещает в себе функции вокзала, гостиницы и музея истории стро­ительства железной дороги. Некогда здесь была железнодорожная станция III класса. Здесь в сутки проходило до 20 пар поездов, следующих с запада на восток и с востока на запад по Транссибирской магистрали. После строительства в 1956 г. Иркутской ГЭС, вызвавшей подъем уровня Ангары и затопление участка от Иркутска до Порта Байкал, поселок превратился в железнодорожный тупик. До сегодняшнего дня сохранились столбы, отсчитывающие километры этой несуществующей больше дороги. Поселок Порт Байкал — 72-й ки­лометр.

Административный центр поселка расположен в пади Баранчик. Это в полутора километрах от порта, если следовать восточному направлению железнодорожного пути. Здесь расположено деревянное одноэтажное здание поселковой администрации, опознать которое можно по государственному флагу Российской Федерации на фасаде. Баранчик — самый населенный распадок. Главная улица в Баранчике — улица Байкальская. Она берет свое начало у берега озера и заканчивается где-то у старого кладбища. Последний дом на улице соседствует с первой могильной оградой. От Байкальской вверх по обе стороны склонов двух сходящихся здесь гор разбегаются две улочки, на которых приютились дома, бараки, огороды. В Баранчике работают три магазина, детский сад.

Одно из посещаемых мест — это Тепленький, незамерзающий ручей на восточной окраине поселка. Жители ходят к нему за водой, обладаю­щей свойством излечивать ангину. За Тепленьким - песчаный пляж. Здесь можно разбить лагерь, искупаться, позагорать, испечь на костре рыбу — картошку, в общем, приятно пронести время.

Если пойти по железной дороге дальше в сторону Култука, то все чаще будут встречаться на пути каменной кладки галереи, тоннели и мосты — памятники архитектуры знаменитой Кругобайкалки. Именно Кругобайкалка привлекает сюда туристов, многие из которых предпочитают передвигаться вдоль извилистого побережья пешком, останавливаясь на отдых в малообитаемых Байкальских бухтах. По этому участку железной дороги осуществляется транспортное со­общение с районным центром Слюдянкой.

Гораздо быстрей можно добраться до Большой земли по воде. Между портом и Листвянкой действует паромная переправа. В истоке Ангары вода не замерзает, поэтому паром ходит круглый год. Значительная часть населения Порта связана работой или учебой с Иркутском, дети получают среднее образование в школе Листвянки, ближайшая больница тоже находится там.

Жизнь здесь то ярко вспыхивала, то столь же внезапно угасала. Бурное строительство Транссиба в 1900-1914 гг. привлекло сюда десятки тысяч людей со всей России. В 1910 г. в поселке проживало более 2000 человек". После строительства Иркутской ГЭС Порт оказался отрезанным от основной магистрали. Люди теряли работу, пустели и приходили в упадок небольшие поселки на восьмидесятикилометровом железнодорожном тупике от Порта Байкал до поселка Култука.
В 70-е гг. началась новая великая стройка, и Порт стал выполнять функции «одного транспортного узла. Отсюда перебрасывались грузы на строительство Байкало-Амурской магистрали. К концу 80-х основные работы на БАМе были завершены. Жизнь в очередной раз вступила в полосу кризиса.
В начале 90-х гг. на берегу Бай­кала началось новое строительство. Создавалось крупное коммерческое предприятие — завод по разливу воды. На заводе работает около  10 человек «портовских», и предприятие играет важную коммуникативную роль во взаимоотношениям иркутян, представленных специалистами (менеджерами, инженерами, микробиолога-ми/и жителями поселка (рабочими, грузчиками, обслуживающим персоналом).

Местные жители

Собирательный образ местного жителя рисует человека тертого, жесткого, упрямого и не особенно общительного. В то же время он знает себе цену и имеет опыт автономного существования. Он привык довольствоваться малым и не знает зависти. Он владеет навыками выживания, но не делает из этого сенсации.

Люди здесь живут в каком-то ином временном ритме. Возможно, истинная причина привлекательности этого места заключается в том, что эта атмосфера безвременности охватывает каждого, кто решил здесь задержаться хотя бы на пару дней.

Дачники

Особая категория населения поселка — дачники. Дачники, а это в значительной части представители иркутской творческой и научной интеллигенции, издавна полюбили поселок за дешевизну домов и близость к природе. Байкал призван был дать дополнительный импульс творчеству. С Портом связаны имена самых известных иркут­ских писателей: Валентина Распутина и Александра Вампилова. У В.Распутина здесь была дача, которую он подарил другому иркутскому писателю и поэту. Туристам обязательно укажут на этот дом и торжественно объявят, что здесь была написана повесть «Живи и помни». Вампилов также был частым гостем в поселке, даже собирался купить здесь дом, но трагическая случайность не позволила планам осуществиться. Лодка, на которой он переправлялся с другом из Порта, перевернулась. Памятник Вампилову стоит в Листвянке, на том берегу, до которого он не доплыл нескольких метров.

В лице дачников Порт получил неожиданный иммунитет против проявлений «дикого капитализма». Так, когда в 2003-2004 гг. свободно избранный мэр поселка в союзе с некой посреднической фирмой попытался наладить продажу земель, используемых жителями под покосы и огороды, в иркутской прессе был поднят настоящий скандал, стоивший мэру кресла.

Ресурсы

Байкал остается самым значимым ресурсом Порта. Жизнь многих жителей Порта, так или иначе, связана с морем. Кто-то работает в доке, кто-то ходит на кораблях матросом, поваром, капитаном. Важной составляющей жизни портбайкальцев является лес, тайга. Это и до­полнительный ресурс — ягоды, грибы, черемша, шишка — и место, где можно интерес­но провести время, отдохнуть, получить удовольствие. Для кого-то лес — профессия. Часть территории поселка находится в зоне Прибайкальского национального парка. Об этом напоминают объявления на магазине, предупреждающие жителей о начале сезона кладки дикими птицами яиц и недопустимости в связи с этим свободного нахождения на улицах собак.

Уже привычным ресурсом портовских стали туристы. За последние два года благодаря пуску регулярных туристических поездов Иркутск — Порт Байкал — Иркутск количество проезжающих через поселок путешественников возросло многократно. Новый вид бизнеса — сдача квартир и домов туристам. Примета времени — объявление на магазине с приглашением на английском языке посетить «деревенские домики».

Жизнь в Порту не несет на себе следов безнадежности и глубокой деградации. Работают школа, детский сад, фельдшерский пункт, строится церковь, утилизируется мусор. В Порту реконструировали здание старого железнодорожного вокзала, открыли железнодорожный музей, построили гостиницу. Часть населения работает в Иркутске, возвращаясь в Порт на выходные дни и праздники. Городская жизнь не соблазняет портовских.

Паром отходит от берега, и ощущение разрыва усиливается. Слева — Байкал, обрамленный едва виднеющимися на другом берегу снежными вершинами Хамар-Дабана, справа — створ Ангары и Шаман-камень. Именно здесь, на пароме, приходит понимание, что уже находишься на особой территории. Люди здесь смотрят на тебя как-то иначе, и ведут они себя по-особен­ному, и время здесь уже свое, «портовское», с отставанием, по меньшей мере, лет на двадцать, а то и на все пятьдесят.

Постепенно тобой овладевает странное чувство, которое передавали многие из тех, кто жил здесь какое-то время, — словно возвращаешься в место, где прошло детство. Вернее, ты думаешь, что оно прошло, а оно здесь, где все осталось как прежде, и, вернувшись куда, ты немедленно включаешься в процесс узнавания, опознания, принятия и погружения в среду, замедляющую движения и психические процессы. Толчок, означающий встречу парома с берегом, выводит из оцепенения. Мы в Порту.

Об авторе: 

Олег Жилкин. Родился в Иркутске. Окончил исторический факультет Иркутского университета, работает в сфере туризма.

Источник: Байкальская Сибирь. Предисловие 21 века.  Альманах-исследование. Иркутск, 2007