Слюдянский район. Основное направление развития Слюдянского района - туризм. На территории Слюдянского района расположена Кругобайкальская железная дорога. Недалеко от города Байкальск (Слюдянский район) находится горнолыжный комплекс - "Гора Соболиная"

Новости, статьи

О маршруте выходного дня в окрестностях Порт-Байкала

23-го сентября 2022 года «Заповедное Прибайкалье» организовало, в честь предстоящего международного Дня туризма, знакомство с пешеходным маршрутом выходного дня в окрестностях Порт-Байкала.

Конечно, большинство представителей иркутских турфирм, участвовавших в мероприятии, уже не раз бывали в этом населённом пункте, прибывая сюда или по Кругобайкальской железной дороге, или из Листвянки, но с той же самой целью – отправиться из пос. Байкал по КБЖД, но уже в обратном направлении – до Слюдянки. И только единицы знакомы с окрестностями Порт-Байкала. Несмотря на то, что мероприятие проводилось в рабочий день, в нём участвовало около 30 человек. Погода нам благоприятствовала – была самая настоящая Золотая осень! –  и, я уверен, ни один из участников не пожалел о потраченном времени.

Логика маршрута
Она незамысловатая, и охватывает самые известные достопримечательности Порт-Байкала. А это, конечно, Камень желаний (у него есть и другие народные названия, а по сути – смотровая площадка с видом на Листвянку и исток Ангары), маяк и музей КБЖД на станции. А также новый, и ещё мало кому известный объект – Преображенская церковь, а точнее

Храм Преображения Господня п. Байкал

МРО православный Приход храма Преображения Господня п. Байкал Слюдянского района Иркутской области Иркутской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Россия, Иркутская область, Слюдянский район, пос. Байкал, ул. Горная 30

+7(914)911-63-62

av210863@yandex.ru

Настоятель иерей  Андрей Воробьев

 

Строить храм начали в 2007 году, и как у каждого храма у него своя собственная история появления. Не буду её пересказывать, лучше расспросить настоятеля, отца Андрея.
Храм, хоть и высоко на горе, но открывается не всем, и не сразу. Лучше всего он виден подплывающим по озеру Байкал с юга. Храм Преображения Господня стал здесь ещё одним маяком, и при этом – действующим. Маяк для души, для сердца.

Снизу, от железной дороги, к нему ведёт 365 ступеней, преодолеть которые с  непривычки, не просто. Те, кому не позволяет здоровье или возраст, могут пройти подальше и подняться к храму по Горной улице (хотя и она довольно крутая). Место для церкви выбрано удачное, с площадки открывается вид на южную часть Лиственичного залива (именно из него вытекает река Ангара). Отец Андрей охотно предоставит вам возможность подняться на колокольню, откуда вид ещё лучше.

От церкви мы отправились, сначала по лесной дороге, а затем по тропе, к Устьянскому железному маяку. Узнать о нём, а также о других маяках Байкала можно здесь https://volkov.irkutsk.ru/posts/navigatsionnyie-maiaki-na-baikalie/, но нам, участникам похода, о нём поведал известный краевед, писатель и лучший знаток Кругобайкальской железной дороги Александр Викторович Хопта. Который, кстати, во многом дополнил, и даже поправил информацию Сергея Николаевича Волкова (чью ссылку мы привели выше). Так, например, по информации Александра Викторовича, маяки были изготовлены не фирмой «Армстронг» в Англии, а где-то во Франции.

Далее тропа привела нас к одной из лучших видовых площадок на Байкале, а именно к Камню исполнения желаний. Это название ему дали, скорее всего, экскурсоводы, приводящие сюда туристов. Ранее, до лестницы от храма Преображения Господня, сюда поднимались почти непосредственно от вокзала по довольно опасной тропинке (по которой, собственно, могли спуститься вниз и мы), но у организаторов нашего похода из «Заповедного Прибайкалья» были другие планы: вернувшись назад почти до церкви, мы ушли в глубь леса по лесной дороге. Попутно открыв для себя базу отдыха«Кругобайкальская» (17 номеров, в которых могут разместиться до 38 человек одновременно, финская сауна, спортивная площадка, зона, предназначенная для приготовления пищи на открытом огне и углях, а также летняя столовая – из рекламы в интернете), мы попали в осеннюю берёзовую рощу, нехарактерную для местной природы, а вскоре дорога привела нас к конечной точке нашего маршрута – большой поляне на склоне, рядом с Тёплым ключом.

Пообедав (ну и, безусловно, «побрызгав» в честь предстоящего Дня туризма) и сфотографировавшись, мы отправились обратно по искусственной кедровой аллее, высаженной еще в 80-е годы. Вскоре дорога вывела нас в падь Молчановскую, официально обозначенную на картах как улица Первомайская посёлка Байкал. Она застроена дачами, многие из которых принадлежат (а точнее – ранее принадлежали) творческой элите Иркутска. Та же история – с соседней падью Дёминской (она же улица Ангарская).

И вот мы уже на берегу Ангары, ещё с километр – и вот он, уютный вокзал ж/д станции «Байкал». Весь маршрут занял пять с половиной часов, а его протяженность составила около семи километров. Это говорит о том, что шли мы очень не спеша, много фотографировали, внимали информации наших сопровождающих и общались между собой. А что ещё надо туристу на маршруте выходного дня?!

Ну а теперь выводы

Маршрут перспективный, и вполне может конкурировать с пешеходными маршрутами по Листвянке: и, в первую очередь, за счёт «погружения» экскурсантов в природу (чего в Листвянке обеспечить довольно проблематично). Честно говоря, мы пока не увидели какого-либо вклада «Заповедного Прибайкалья» в этот маршрут (все местные туробъекты давно освоены турбизнесом и без него), но весь сюжет был затеян как раз с той целью, чтобы «Заповедное Прибайкалье» начало работу над маршрутом уже с учётом мнения профессионалов турбизнеса (а среди участников была, например, команда известного байкальского туроператора «Байкалика»), а не по собственному наитию, которое далеко не всегда совпадает с принципами работы с массовым туристом. И это, кстати, нечто новое в работе, назову по старинке, Прибайкальского нацпарка. Хотя, справедливости ради, надо отметить, что нацпарк серьёзно почистил заросшие лесные дороги.

Ещё раз повторю, что маршрут перспективный, с достаточным количеством туристских мотиваций, среди которых: возможность прокатиться за недорого по Байкалу, побывать на КБЖД, «погрузиться» в сибирскую природу, сделать замечательные селфи и нормальные фотографии.

А вот предложения к национальному парку будут следующие:

  1. Проложить, возможно – с привлечением ББТ (кто не знает – некоммерческая организация «Большая Байкальская тропа») поднятый над землёй деревянный тротуар (тропу) от храма Преображения Господня до Устьянского маяка и далее до Камня. Только таким образом можно будет обеспечить туристам относительную безопасность в плане клещевой опасности в течение лета, и тем самым – значительно продлить (начать раньше) туристский сезон. Иначе раньше, чем в августе соваться сюда можно только с определёнными рисками.
  2. Сделать два варианта маршрута – короткий и подлиннее. Длинный – это тот самый, по которому нас нынче и провели. А вот короткий я бы предложил вывести на Дёминскую падь (где, кстати, от усадьбы Аркадия Лося) – самый лучший вид на Листвянку, так как с этой точки в объектив попадает и Шаман-камень).
  3. Мотивации прогуляться по длинному маршруту могут появиться у туристов только в том случае, если он, в итоге, приведёт к какому-либо внятному объекту. На мой взгляд, таким объектом может стать искусственная смотровая площадка, благодаря которой можно «приподняться» над тайгой, и сделать хорошие фотографии. Этот объект может быть как простой вышкой (по аналогии с теми, что используют охотники для засидок, например, на кабана или медведя, или в bird watching’е) до комплексного объект в двух-трех уровнях, где на первом уровне можно, например, готовить шашлыки, а наверху могла бы разместиться  целая группа, и пообедать даже во время дождя, если будет с навесом. И этот вариант – с групповым обедом по заказу организаторов тура, для «Заповедного Прибайкалья» - одна из возможностей монетизировать этот маршрут. Услуга могла бы называться, например, «Обед в тайге с видом на исток Ангары и Байкал», и реализовываться с привлечением местного населения. Так, в Порт-Байкале, насколько мне известно, живут повара, в летнее время работающие на круизных судах, например – на «Империи» и на «Николай Ерощенко». А нацпарк мог бы брать комиссию, а также за предоставление транспортных услуг для тех, у кого не хватает здоровья самому добраться до этого объекта в тайге.

Эту услугу вполне возможно реализовывать и в зимнее время, в том числе с использованием или снегоходов, или «мотособак».
Думаю, что излишне говорить о необходимости почистить окрестности от мусора и выставить мусорные баки. Но такие, куда бы и медведь не смог залезть, а он там, в окрестностях Порт-Байкала, время от времени шарахается…
Вот, пожалуй, и всё.

Владимир Бережных


[1] Автор применяет топоним Порт-Байкал как аналог официального названия населенного пункта (просто пос. Байкал). Порт Байкал – это скучное обозначение конкретного транспортного объекта. А Порт-Байкал созвучно громкому имени «Порт-Артур», и, на мой взгляд, будет способствовать популяризации посёлка как перспективного туристского объекта.
В. Бережных