Владыка Евгений на реке Лена: сёла Каты, Карапчанское, деревня Чернова
Шинковой Анатолий
Категория: Усть-Илимский район : История
Предыдущая статья | Следующая статья
Н.А. Пономарев. Поездка преосвященного епископа
Евгения в Киренский уезд в июне - июле месяцах 1913 г.
Иркутск. 2007. С. 230. (составители Крючкова Т.А., Шинковой А.И.).
Сохранены особенности написания географических названий, отдельных слов, некоторые особенности орфографии и пунктуации.
В ночь на 13 июня отбыли далее вниз по Ангаре до с. Каты. Это последнее село Кеульского прихода, граничащее с Енисейской епархией, в 29 дворов. В 9 час. утра Владыке была подана кошевка на колесах (до храма более версты). Отслужен молебен Божией Матери и св. Иннокентию с акафистом, после чего Владыкой сказано слово о почитании Божией Матери. Молящиеся слушали, как и везде, с затаенным дыханием, не сводя глаз с проповедника. Народ здесь простой, добрый, послушный… Вот и нужно, чтобы пастырь стоял к нему как можно ближе, — в этом залог счастия для пастыря и для паствы… тогда, несомненно, патриархальность народная, не распыленная еще здесь «благодетелями народными» и «спасителями отечества», соединенная с искреннею верою в Бога и полною преданностью своему Царю-Батюшке, могла быть достоянием народным для его блага еще на многие годы… Но — враг силен… и стрелы его долетают до далекой Каты. Года 4 тому назад в Катском открыто министерское училище. В настоящее время там учительствует окончивший учительскую семинарию И. О-в. Училище существует здесь уже 4 года, но из инспекции его никто ни разу не посещал. Здание училища для Каты очень хорошее, светлое, просторное… Храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, приписной к Кеульскому, не новый. Владыка обратил внимание на то, что престол устроен очень низко. Местоположение храма красивое, за селом, на горке; дорога к нему лугом. Не забыл по сие время одного случая, бывшего в Катах в один из моих приездов, достаточно характеризующего отношение местного населения к исполнению данных Богу обетов. Было 14-е мая. Земля еще не совсем обсохла от весенней воды, местами стояли лужи. Идя в храм, я обогнал одну «несчастную» женщину, которая ползла в храм к богослужению. Одетая в приличное платье, она ползла почти не разбирая пути, не разбирая сухого места, а двигалась, как приходилось… От души было жаль бедную женщину. Придя за полчаса до начала литургии, я в церковной ограде беседовал с катцами о нуждах их храма, который во многом нуждается в поддержке. Обойдя кругом, я направлялся внутрь храма. Вижу, женщина подползает к паперти. Я остановился подождать, чтобы расспросить ее об ее недуге. И каково же было мое удивление, когда она, подползши к храму, встала свободно на ноги и стала приводить в порядок костюм, чтобы войти в храм. На мои расспросы она поведала, что этим исполнила данный во время трудных родов обет Богу — «сползать в церковь — к матушке Благовешшенью»… Такие и подобные им обеты приняты в этой местности и даются очень часто.
С горки, где стоит храм, отчетливо видна деревушка Савинская Панчинского прихода Енисейской епархии. Чувствовалось как-то особенно, казалось, мы были далеко, далеко на краю света, вдали от родного Иркутска…
В 12 час. дня, 13 июня, двинулись обратно вверх по Ангаре, тягой бечевником, по 4–5 верст в час. Ангара, при ее мягкой воде, сильно нам не противодействовала. Здесь она особенно величественна, ширина ее достигает 7 верст; жаль то, что во многих местах загромождена островами. Новый способ передвижения внес некоторое разнообразие в наше путешествие. Легонько журчит под носом лодки вода, ямщик с шестом в руках «откалывает» (отталкивает нос от берега). Часто слышим его крик во весь рот: «заро-о-о-чило»... «отса-а-а-ривай». Значит, запала куда-то бечева. Мальчонка быстро соскакивает с лошади и выручает бечеву, догоняет лошадей, на ходу вскакивает и продолжает насвистывать песенку, как ни в чем не бывало. Через несколько минут опять «зарочило», опять «отсаривай»… «Аршин с шапкой» снова стремглав летит. Если он миссию исполняет нерасторопно, с лодки его приправляют «бранными словцами»… Обыкновенно на Ангаре тянут не лошадьми, а народом и преимущественно женщинами, нередко в «интересе последних дней»… Местами и Владыку тянули народом, но на этот раз не решились впрячь женщин. Тяжела доля этих бурлаков… «Лямка-то ведь допрашивает и смирнее жить учит», — говорил мужичок, показывая, насколько тяжела эта лямка…
Местами, где каменные откосы выдавались от берега в реку, Ангара бурно шумела и быстрым течением оказывала нам значительное сопротивление, как будто ей хотелось задержать у себя желанного гостя, с любовию навестившего ее прибрежных обитателей… . Около знаменитой своими злоключениями карапчанской «плиты» лодки поднимались пустопорожними. Владыка вместе с нами шел берегом, закутавшись в тюлевую сетку от комаров, которые назойливо пели и беспощадно кусали…
При обратном путеследовании, вечером 13 июня, Владыка навестил дер. Чернову Кеульского прихода, где в часовне отслужил молебен св. Василию Великому, благословил народ, раздал литературу, крестики и образки… Видя много детей, он предложил населению открыть в деревне церковно-приходскую школу и получил полное согласие собравшихся мужичков. Назавтра в Невоне Владыку усиленно просили отслужить молебен в поле по случаю продолжительной засухи. Утро стояло знойное. Мошки и комаров было так много, что показаться на воздух без сетки было нельзя. Видя настойчивые просьбы сельчан, с верою в то, что молитва сильна преложить гнев Божий на милость, Владыка не отказал исполнить их желание. Облачившись около полевого креста, сеткою закрывши лицо и руки, Владыка совершил молебен св. Иннокентию. Молящиеся усердно и горячо молились… и, к радости их, вскоре пошел дождь… В Карапчанское прибыли еще засветло. Владыка тщательно осмотрел храм и с прихожанами вырешил — обшить его тесом, переменить фундамент, осмолить его, стены храма проконопатить, с затратою на это 250 руб. из церковных сумм, а остальную часть расхода, какая бы ни была, мужички согласились принять на свой счет, также доставить лес и распилить его… Население производит впечатление хорошее: несмотря на постоянный натиск политических, оно хранит свою патриархальность, к духовенству относится с уважением, к Церкви Божией прилежит. При добрых отношениях пастыря с прихожанами можно здесь для прихода делать очень много… И народ здесь очень нуждается в помощи и руководстве, он по своей простоте и робости часто не знает, что и как ему предпринять в тех или иных затруднительных обстоятельствах жизни. В Невоне, например, А-н рассказал, что два года тому назад в Воробьево зарезали крестьянина Ступина; осталась жена и 4 детей. Он желал бы жениться на вдове и взять ее детей, фактически она уже и живет с ним, но повенчаться при самом искреннем желании не могут: по сие время зарезанный муж не отпет. Судебный следователь не кончает дело, волостное правление не дает разрешения на отпетие, и мужичок, не решаясь побеспокоить «начальство», ждет, когда дело само придет к концу.
На сайте www.pribaikal.ru
публикуется с разрешения издателя
Архитектурно-этнографического музея «Тальцы»
Книга издана при финансовой поддержке
Государственного архива Иркутской области