Владыка Евгений на реке Ангара: сёла Карапчанское, Невонское, Кеульское (Кеуль), деревня Тушама. 1913 год
Шинковой Анатолий
Категория: Усть-Илимский район : История
Предыдущая статья | Следующая статья
Н.А. Пономарев. Поездка преосвященного епископа
Евгения в Киренский уезд в июне - июле месяцах 1913 г.
Иркутск. 2007. С. 230. (составители Крючкова Т.А., Шинковой А.И.).
Сохранены особенности написания географических названий, отдельных слов, некоторые особенности орфографии и пунктуации.
В 12 час. ночи подплыли к селу Карапчанскому. Село не спало. Одиноко на верхнем краю села, на почтительном расстоянии от жилых помещений, стоит деревянный храм во имя св. Николая, построенный в 1879 году. Это — единственное украшение с. Карапчанского. В полном сборе, числом до 100 человек, карапчанцы ожидали на берегу. Священником состоит о. Петр Родионов35, псаломщиками — Полынин36 и Шуршев.
Несмотря на полночный час, Владыка проследовал в храм, совершил молебен св. Николаю, которому посвящен храм, и сказал слово о подражании ему в жизни; роздана литература, крестики, иконки. По ревизии церкви в 3-м часу ночи отбыли далее. Ангара сердито шумела всю ночь, пока плыли до следующего села; казалось, и она хотела по-своему выразить высокому посетителю чувства радости и привет… В этом районе есть «лоси» — подводные камни, на небольшом сравнительно расстоянии от поверхности воды, остатки былого разрушения размытого течением каменного утеса. Плавание небезопасно: при неопытном кормчем можно попасть в струю воды, падающей обрывом через камни, где надежды на спасение или никакой, или очень мало… Давно здесь утонул священник Карапчанской церкви Добротин37.
Утром рано 12-го июня прибыли в с. Невонское. Здесь приписной молитвенный дом во имя св. Иннокентия и церковно-приходская школа. Село в полуверсте от реки. Народ, в числе более 250 чел., ожидал на берегу. В 9 час. Владыка вышел из лодки; ему был подан «экипаж» — сани, поставленные на колеса, запряженные парой лошадей. Лучшего экипажа здесь нет. К общему удовольствию невонцев Владыка не отказался от выраженного ими радушия и сел в экипаж. Можно с уверенностью сказать, что впервые в жизни Владыке пришлось следовать в столь оригинальном фургоне… Народ, чтобы встретить Владыку в храме, бежал кратчайшим путем. Совершен молебен с акафистом св. Иннокентию и сказано слово о подражании Святителю в жизни. Розданы преимущественно образки св. Иннокентия и житие его. В школе Владыка спрашивал учеников по всем предметам. Успехи удовлетворительны. Затем посетил крестьянина Терентия Антипина, пригласив его занять должность попечителя при школе.
В 5 час. вечера вступили в пределы пограничного с Енисейской епархией прихода Кеульского. Первая на пути деревушка Тушама в 30 дворов. В часовне совершено молебное пение свв. апостолам Петру и Павлу. Мужички выразили желание построить вместо часовни молитвенный дом и просили Владыку благословить место для будущей постройки, что Владыка охотно исполнил. Волостная администрация взяла от тушамцев приговор на постройку министерской школы, хотя население высказало большие симпатии к школе церковной.
В 7 час. вечера — последнее приходское село по Ангаре — Кеульское, в 39 дворов, на левом берегу реки. Храм во имя св. пророка Илии, построенный в 1848 году, достаточно поместительный, но не особенно опрятный. Обнесен новою деревянною оградою, работа которой только что закончена известным подрядчиком на Илиме А.В. Перфильевым, человеком, к слову сказать, весьма толковым, честным и аккуратным. В бытность мою благочинным на Илиме он был моею правою рукою по всем церковным постройкам и ремонтам. От природы имеет богатую сметливость. Нужно было снять колокола с колокольни. Крестьянский начальник, считавший себя великим техником, авторитетно сказал мне, что для этого потребуется до 50 человек рабочих и затраты, по меньшей мере, 800 руб. Денег в церкви всего около 3 1/2 тысячи. Делюсь я своим горем с Перфильевым. Он, к изумлению моему, посмеиваясь, говорит: «Я сниму колокола один, а за труд — что положите... Дайте мне в помощь только одного трапезника»… Не без смущения я ему доверил. Над колоколами он устроил блок, а под самый колокол сложил деревянную клетку; спустивши колокол на клетку, он по полену разбирает клетку, затем разбирает пол, опускает на следующий и так до земли. Все колокола снял в целости и сохранности... За труд я ему положил 25 руб., чем он остался немало доволен… Священником в Кеуле состоит с пастырских курсов прот. Восторгова38 о. Пимен Хилобок39, окончивший второклассную учительскую школу, псаломщиком — Виктор Бенкогенов40. Народ, в числе до 250 человек, встретил Владыку на берегу и проследовал вместе с ним в храм, где был совершен молебен св. пророку Илии и св. Иннокентию с акафистом, затем Владыка сказал слово о подражании пророку Илии в его ревности по Боге, в его вере, молитве, слове, деле… В большом количестве роздана литература, крестики, образки и евангелия. В церковно-приходской школе Владыка произвел экзамен 6 выпускным ученикам; успехи удовлетворительны, хотя можно пожелать лучшего. О. Хилобок, видимо, пока мало освоился с нуждами прихода и задачами школы… Владыкой преподаны надлежащие указания к сближению с приходом и надлежащей постановке в приходе школы. Народ в приходе религиозный, благоговейный, не настроен ни против духовенства, ни против Церкви. Когда Владыка указал на отсутствие в храме образа св. Иннокентия, Сибирского Угодника, и предложил церковному старосте произвести сбор на образ по приходу, то он весьма охотно согласился и сказал, что они и сами об этом давно подумывают. Просили батюшку благословить сбор по приходу на икону св. Иннокентия, но батюшка послал за сбором просфорню. Ничего не вышло.
Староста надеется, что теперь, уполномоченный Владыкой, он, с Божией помощью, в недалеком будущем украсит храм хорошим образом Сибирского Святителя, будучи вполне уверен, что прихожане на его приглашение откликнутся… Владыка настойчиво советовал о. Хилобоку стать к приходу как можно ближе, заручиться его доверием и любовью и быть для него должным руководителем в религиозной и нравственной жизни.
Примечание:
35 Родионов Петр Иванович (1866 — после 1914). Сын протоиерея. Обучался в Иркутском духовном училище. 28 октября 1885 г. определен псаломщиком к собору Воскресения Христова с. Верхоленск Верхоленского уезда Иркутской губернии (ныне Качугский район Иркутской области). 25 апреля 1887 г. был переведен в церковь Пророка Илии с. Мартыновское (Нижнемартыновское) Киренского уезда Иркутской губернии (ныне Казачинско-Ленский район Иркутской области), 3 сентября 1891 г. — в церковь Пресвятой Троицы с. Куда Иркутского уезда Иркутской губернии (ныне Иркутский район Иркутской области), 3 апреля 1895 г. — в церковь Пророка Илии д. Кеуль Киренского уезда Иркутской губернии (ныне Усть-Илимский район Иркутской области). 27 февраля 1899 г. рукоположен в диакона той же церкви. В 1899 г. перемещен штатным диаконом в церковь Спаса Нерукотворного Образа г. Илимск Киренского уезда Иркутской губернии (ныне Нижнеилимский район Иркутской области). 27 декабря 1907 г. переведен в церковь Покрова Пресвятой Богородицы с. Новая Уда Балаганского уезда Иркутской губернии (ныне Усть-Удинский район Иркутской области). 25 апреля 1910 г. перемещен в Новоудинскую Покровскую церковь. 7 апреля 1911 г. рукоположен в сан священника церкви Святителя Николая Чудотворца с. Карапчанка Киренского уезда Иркутской губернии (ныне Усть-Илимский район Иркутской области), где служил и в 1914 г.
36 Полынин Филипп Васильевич (около 1874 – после 1914). Выходец из крестьянской семьи. В 1900–1901 гг. участвовал в походе против китайцев, за что был награжден медалью. 4 апреля 1911 г. был допущен к исполнению должности псаломщика церкви Святителя Николая Чудотворца с. Карапчанка Киренского уезда Иркутской губернии (ныне Усть-Илимский район Иркутской области). 9 сентября 1913 г. переведен в церковь Пророка Илии д. Кеуль Киренского уезда Иркутской губернии (ныне Усть-Илимский район Иркутской области). 14 октября 1914 г. перемещен в церковь Михаила Архангела с. Романово Киренского уезда Иркутской губернии (ныне Нижнеилимский район Иркутской области). 196
37 Добротин Евфимий Петрович (? – около 1889). Священник церкви Святителя Николая Чудотворца с. Карапчанка Киренского уезда Иркутской губернии (ныне Усть-Илимский район Иркутской области). 1 сентября 1889 г. вдова утонувшего священника — Анисья Петровна Добротина — была определена на должность просфорни церкви Спаса Нерукотворного Образа с. Орлинга Киренского уезда Иркутской губернии (ныне Усть-Кутский район Иркутской области).
38 Священномученик Восторгов Иоанн Иоаннович (1867 –1918), протоиерей, синодальный проповедник-миссионер и окружной наблюдатель церковных школ. Издавал газеты «Церковность», «Русская земля» и журналы «Потешный», «Верность». Руководил пастырскими курсами в Москве. Приезжал в Иркутск для участия в миссионерском съезде, проходившем 24 июля — 5 августа 1910 г. Пожертвовал деньги на строительство церкви Покрова Пресвятой Богородицы в с. Петровское Балаганского уезда Иркутской епархии. Был убит в 1918 г. Канонизирован в 2002 г. Память 23 августа (5 сентября по н. ст.).
39 Хилобок Пимен Иоаннович (около 1883–?). Уроженец Приукского уезда Полтавской губернии. В 1900 г. окончил второклассную учительскую школу. С 1900 по 1907 г. состоял учителем в церковно-приходских школах в Прилукском уезде Полтавской губернии. 11 декабря 1906 г. определен псаломщиком Михайловской церкви с. Мациевка Прилукского уезда. С 18 сентября 1911 по 18 марта 1912 г. был слушателем третьих пастырских курсов в Москве. 1 апреля 1912 г. в Москве Анатолием, епископом Серпуховским был рукоположен в священника Иркутского кафедрального собора Казанской иконы Божией Матери. 17 мая 1912 г. назначен на должность священника церкви Пророка Илии д. Кеуль Киренского уезда Иркутской губернии (ныне Усть-Илимский район Иркутской области) и вскоре получил должность законоучителя при Кеульской церковно-приходской школе.
40 Бенкогенов Виктор (1892–?). Сын диакона. Обучался в Иркутском духовном училище, из которого уволился в 1909 г. 31 марта 1913 г. назначен исполнять должность псаломщика церкви Пророка Илии д. Кеуль Киренского уезда Иркутской губернии (ныне Усть-Илимский район Иркутской области). 9 сентября 1913 г. переведен на ту же должность в церковь Святителя Николая Чудотворца с. Карапчанка Киренского уезда Иркутской губернии (ныне Усть-Илимский район Иркутской области).
На сайте www.pribaikal.ru
публикуется с разрешения издателя
Архитектурно-этнографического музея «Тальцы»
Книга издана при финансовой поддержке
Государственного архива Иркутской области