Владыка Евгений в селе Воробьево. Сведения о селе Карапчанское. Река Ангара, 1913 год
Шинковой Анатолий
Категория: Усть-Илимский район : История
Предыдущая статья | Следующая статья
Н.А. Пономарев. Поездка преосвященного епископа
Евгения в Киренский уезд в июне - июле месяцах 1913 г.
Иркутск. 2007. С. 230. (составители Крючкова Т.А., Шинковой А.И.).
Сохранены особенности написания географических названий, отдельных слов, некоторые особенности орфографии и пунктуации.
Чтобы посетить поселения, расположенные по Ангаре выше устья Илима, из Тубинского мы лодки отправили к устью, а сами на лошадях двинулись волоком по направлению к с. Воробьевскому. Расстояние в 44 версты ехали 5 часов, сопровождаемые тучами мошки, комаров и овода. Здесь, в чаще леса, мы, можно сказать, были в самом пекле этих паразитов, этого бича насельников края… Остановки, даже непродолжительные, были невозможны: лошади кое-как смогли простоять несколько минут, пока я делал фотографический снимок местности и наших экипажей.
В 8 час. вечера пред нами раскрылась Ангара. При вечернем закате солнца она была особенно величественна и красива, «при тихой погоде, вольно и плавно мчала свои воды сквозь леса и горы», напоминая гоголевский Днепр… После Илима и глухого леса — здесь чувствовалась ширь и простор. Ангара 2 версты шириной. Масса воды, бесконечная вверх и вниз, напоминала море… По берегам стоят отвесно огромные каменистые скалы, угрюмо и дико смотрящие в воду. Местами когда-то скалы эти рушились; здесь теперь река бурно и сердито шумит, слышная за сотни сажен, а потом вновь катится тихо и плавно…
Свернувши с Распутино на Илим, мы миновали ту часть Ангары, которая покрыта порогами, делающими реку несудоходною от Иркутска до устья ее. Здесь пороги: Падунский и Шаманский; в их водах по сие время лежат цепи, по которым пароходы когда-то поднимались вверх. Попытки стоили больших денег и ни к чему не привели. Стихия оказалась сильнее человека…
Для переправы на другую сторону Ангары подали крытые лодки. Воробьево на противоположном берегу казалось издали муравейником. Привычные ангарцы быстро переправили нас туда, энергично работая веслами «с подергами» (к веслам привязывают веревки, и с крыши лодки, в помощь гребцам, несколько человек «подергивают»)… Воробьево — самое большое село Карапчанского прихода (57 дворов), здесь волостное правление, министерское одноклассное училище; приписной храм во имя св. Григория Неокесарийского31 (на месте зовут «Григория Косарымского»). Ввиду отдаленности приходского храма (в 74 в[ерстах]) назрел вопрос об открытии здесь самостоятельного прихода как противодействие пропаганде политических ссыльных, которых в Воробьево значительное количество. В Консистории уже имеется дело о назначении 2-го штата к Карапчанской церкви, с местожительством в Воробьево.
Приходское село Карапчанское состоит всего из 19 дворов и находится почти на краю прихода; Воробьево занимает более центральное положение, и, можно сказать, здесь сосредоточена вся жизнь Карапчанской волости. Народ в числе до 300 чел. нетерпеливо ждал Владыку. В храме, довольно поместительном и не старом, совершен молебен св. Григорию Неокесарийскому и св. Иннокентию, с добавлением на эктении32, по случаю засухи, прошений о дожде. Владыка сказал краткое слово, призывая благословение на труд сельчан-земледельцев. В большом количестве роздана религиозно-нравственная литература, кресты и образки. Молебен посетило до 10 политических. После утомительного переезда ночной отдых в крестьянской избе казался особенно сладким…
11-го июня, утром, Владыка посетил местное министерское училище, где спрашивал учеников — в старшем отделении — по Закону Божию, в среднем — по арифметике и младшем — по русскому языку. Успехи оказались очень слабыми. По арифметике, например, ученик не смог ответить на вопрос: сколько получится, если к 200 прибавить 15 и отнять 5? Девочка сказала, что именинница бывает в третий день Пасхи… и под. Владыка, расписавшись в визитационной книге, пожелал учителю успеха в преподавании, особенно указал на важность и необходимость надлежащей постановки воспитания религиозно-нравственного, на что, по-видимому, в школе обращается мало внимания: в библиотеке, в отделе религиозно-нравственном, всего только 8 маленьких книжек, из них одна исключена за ветхостию и новою не заменена… Учитель — из Жердовской сельскохозяйственной школы. В общем, школа произвела впечатление неважное… Отсюда Владыка посетил волостное правление, а затем, по приглашению, побыл у бывшего священника Виктора Викт[оровича] Подгорбунского, доживающего в глухой Воробьевке дни своей скорбной жизни. Сан снял он уже давно. В беседе с Владыкой, с чувством глубокого горя и искреннего раскаяния, он сожалел о снятии сана, очень разволновавшись; видимо, задеты были самые больные струны его изболевшей души… Немало поведал Владыке он от тайников своего сердца, указав, что снять сан его заставило вдовство. Следуя завету апостола Павла «лучше женитися, неже разжизатися», решил вступить во 2-й брак. Счастья не было: жена умерла. Женился, ради многочисленной семьи, в третий раз. — Окончивший по первому разряду Иркутскую духовную семинарию, он остался верным ее питомцем по сие время. Политические ссыльные не раз пробовали его «просвещать» своим учением, но всякий раз получали решительный и авторитетный отпор. «Я им раз навсегда сказал, — говорит Подгорбунский, — что если хотят быть со мною в терпимых отношениях, — никогда бы религиозных вопросов не касались. Я — ученик духовной школы, и никакие усилия их не заставят меня переменить убеждений»… И действительно, сердце его искренно обращено к церкви Божией. В храме в дни праздничные он всегда первый. Много содействует содержанию его в должном виде и благолепию его. Ради куска хлеба с большим трудом относит обязанности то сельского, то волостного писаря, всегда находясь в зависимости от усмотрений крестьянского начальника, который может не сегодня-завтра убрать с места по самым ничтожным причинам. Словом, жизнь некрасна и служит прекрасным уроком для всех, кто по тем или иным мотивам решается сложить сан…
Примечание:
31Святой Григорий, епископ Неокесарийский, чудотворец (около 213 – около 270). Родился в Неокесарии, учился у знаменитого философа Оригена. Около 240 г. был избран на епископскую кафедру в Неокесарии. Все время проводил в миссионерских трудах, вследствие чего практически все граждане Неокесарии стали христианами. Предание сохранило свидетельство, что он при жизни творил много чудес. Память 17 (30 по н. ст.) ноября.
32Ектения (эктения) — этим именем называется протяженно совершаемое моление, содержащее в себе разные прошения, из которых каждое заканчивается пением: «Господи, помилуй», или «Подай, Господи», или «Тебе, Господи». В современной литургике различают четыре вида ектении: великая, малая, сугубая, просительная.
На сайте www.pribaikal.ru
публикуется с разрешения издателя
Архитектурно-этнографического музея «Тальцы»
Книга издана при финансовой поддержке
Государственного архива Иркутской области