Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Исцеленнов Иван Федорович (ок. 1857, Екатеринбург-02.02.1916). Иркутский городской голова

Редакция проекта "Прибайкалье" 06 апреля 2012
Петров Алексей 
Категория: Иркутск : История
 |  Следующая статья

Городские головы, гласные и депутаты
Иркутской думы 1872-2011: биогр.справочник/
авт.-сост. А.В. Петров, М.М. Плотникова;
отв.ред. Л.М. Дамешек. Иркутск: Оттиск, 2011. 400с.

Городские головы, гласные и депутаты Иркутской думы 1872-2011. Исцеленнов Иван Федорович (ок. 1857, Екатеринбург-02.02.1916)

Исцеленнов Иван Федорович (ок. 1857, Екатеринбург-02.02.1916). Иркутский городской голова 06.03.1907-1910. Гласный Иркутской городской думы 1889-1893, 1906-1909.

Иркутский 2-й гильдии купец. Сын государственного крестьянина Владимирской губ., переписавшегося в мещанина г. Екатеринбурга. В 1877 г. окончил химико-механическое отделение Алексеевского реального училища. В Иркутске с 1879 г. С 1887 г. - член, а с 1889 г. - председатель пожарного общества и общества охотников; член ревизионной комиссии 4-го общественного собрания; общества спасания на водах. Член комиссии для составления нового проекта устава заведения Н.П. Трапезникова.

В 1889-1898 гг. - член городской управы, заведовал Саламатовским и Арсенальским колодцами. Младший попечитель совета банка Е. Медведниковой. Представитель Нижегородско-Самарского земельного банка в Иркутске. Более 25 лет был агентом Российского страхового общества. С 1906 г. - член комиссий: по ревизии городского ломбарда за 1905; по ревизии отчета о действиях банка сиропитательного дома Е. Медведниковой за 1905; для разработки вопроса об улучшении состояния городских улиц; оценочной; базарной; по ревизии городской управы за
1907-1910 Исцеленнов Иван Федорович 1904; по благоустройству Иркутного предместья; по сложению недоимки; водопроводной.

13 октября 1906 г. был избран городским головой (25 «за», 17 «против»; утвержден 5 февраля 1907 г., вступил в должность 6 марта 1907). Член совета Иркутского отделения попечительства о слепых. Представитель совещания, образованного начальником края для разработки вопроса о развитии сети подъездных путей. Член попечительского совета Иркутского детского сада. В 1909 г. - участник совещания по привлечению частных капиталов к железнодорожному строительству в Сибири. Член совета Иркутского училища для слепых детей им. И.С. Хаминова. Имел несколько печатных работ, в том числе по городскому самоуправлению. Был награжден большой серебряной медалью на Станиславской ленте с надписью: «За усердие», булавкой с бриллиантами и сапфирами и инициалами «А» и «Н» (1891 г.), и большими золотыми часами с цепью и государственным эмалевым гербом (1908 г.) от императора, медалью комитета Сибирско-Уральской научно-промышленной выставки в Екатеринбурге. Проживал в Иркутске на Амурской улице. Жена - Наталья Николаевна, дочь купца Пятидесятникова. Сын Николай, дочь Зинаида.

К моменту своего избрания городским головой Исцеленнов имел богатый опыт работы в городском общественном управлении - он был гласным городской думы, членом городской управы и как член управы принимал участие в работе Иркутского губернского по городским делам присутствия.
Став в 1906 г. гласным, он вошел в состав девяти подготовительных комиссий: базарной; водопроводной; для ревизии отчета за 1905 г. о действиях банка Е. Медведниковой; для ревизии отчета городского ломбарда за 1905 г.; для ревизии отчета городской управы за 1904 г.; по благоустройству Иркутского предместья; по улучшению городских улиц; о способах осуществления постройки железнодорожного моста через р. Ангару; оценочной комиссии по сложению недоимок. Отметим серьезный подход к его работе. Как член комиссии по улучшению городских улиц, он в начале 1907 г. подготовил доклад, в котором предложил мощение улиц и площадей, осуществляемое за счет бюджета города, разделить «на несколько очередей по стоимостям», поскольку выделить всю сумму сразу было невозможно. Тогда в городе развивалось экипажное движение по улицам и полотно улиц быстро изнашивалось. Позднее, в 1910 г., И.Ф. Исцеленнов отмечал, что укладка мостовых возможна натуральной повинностью домовладельцев только в местностях и улицах с зажиточным населением, а для улучшения полотна улиц на окраинах и по городским трактам - только путем большего или меньшего шоссирования их, для чего в 1909 г. город приобрел паровой каток стоимостью в 9 000 руб. и весом в 11 тонн.

Первым шагом Исцеленнова на посту городского головы стала ревизия городских капиталов и кассы, вторым - увеличение жалованья служащим городской управы. С одной стороны, на это повлияли события 1905 г., когда служащие городской управы присоединились к забастовке, с другой - сам Исцеленнов считал, что большинство, служащих городу, за свой труд получало в вознаграждение средства, дабы не умереть с голоду, а «об улучшении быта их семей, об обеспечении старости у них нет возможности даже помечтать». Он отмечал, что тот городской голова, которому выпадет на долю улучшить материальные условия жизни служащих управы, будет счастлив тем, что привлечет к городской службе больше интереса наличного состава его подчиненных, а в случаях приглашения новых работников будет всегда в состоянии делать более обширный и целесообразный выбор.

Одним из первых предложений городского головы И.Ф. Исцеленнова было ходатайство о принятии на средства Государственного казначейства частичных расходов города на полицию. Этот шаг был компромиссом между губернатором и Думой после событий 1905 г., когда начальник края несколько раз просил Иркутскую городскую думу увеличить расходы на полицию, а Дума не поддерживала предложение губернатора.

Обращение к правительству Иркутской городской думы было поддержано иркутским губернатором и иркутским генерал-губернатором и представлено в Министерство внутренних дел. В связи со значительным расширением и ростом населения города до 100 тыс. человек вопрос о штатах городской полиции в Иркутске был вынесен на рассмотрение Государственной думы. Министр внутренних дел, согласно заявлению Иркутского городского общественного управления, ходатайствовал о принятии всех новых расходов, связанных с преобразованием полиции, на счет казны. Однако Особая комиссия Государственной думы представила проект, в котором увеличила штаты полиции и определила размер вознаграждения полицейскому в 265 руб. в год, а также отнесла необходимую для покрытия новых расходов по Иркутской городской полиции сумму в половинном размере на средства г. Иркутска. При этом она определила ассигновать весь кредит лишь по 1 января 1911 г., когда ожидалась общая реформа полиции. И.Ф. Исцеленнов отметил, что данное решение увеличит городские расходы на содержание полиции. В реальности же сумма возросла на 7 311 руб. Городской голова искренне жалел, что в Государственной думе не нашлось депутата, который бы мог принять под свою защиту экономические интересы населения Иркутской губернии и ее городов.

И.Ф. Исцеленнову довольно быстро удалось наладить эффективное взаимодействие с иркутским губернатором и генерал-губернатором. Благодаря его усилиям было поддержано ходатайство о переводе в первые разряды города по удовлетворению от казны на расквартирование войск, удовлетворение их квартирами, отоплением и освещением. Царское правительство с 1 января 1908 г. повысило для Иркутска квартирное довольствие военных из третьего разряда в первый. Но Исцеленнов не оставил своих попыток таким образом увеличить городской бюджет. В октябре 1909 г. им была подана новая записка министру финансов, который был в Иркутске проездом. В ней городской голова проанализировал бюджет, указывая, что город был вынужден израсходовать в 1906 г. на расквартирование войск более пятой части всех своих средств и отмечал, что эти расходы приняли «по своим размерам, угрожающий характер для финансового равновесия городского хозяйства».

В декабре 1908 г. И.Ф. Исцеленнов получил письмо от иркутского губернатора, в котором находилась копия анонимного заявления, подписанная «городские обыватели». В нем обращалось внимание на то, что «из числа гласных многие положительно не оправдывают возложенные на них надежды потому, что не интересуются общественной жизнью и городскими делами». Из 60 гласных на думские заседания являются с трудом 15, 20 или 25-26 человек. «Хорошо ли, справедливо ли перечисленный частный состав уполномоченных решает дела города остается нам горожанам подумывать. Для чего же состоять тем гласным на счету городских представителей, которые сидят дома и ничуть не думают о пользе службы городских дел - это для нас, как для жителей города очень жаль и досадно». Авторы письма просили у губернатора распоряжения через городского голову поставить в непременное обязательство гласным думы, чтобы они посещали и участвовали на заседаниях городской думы. Городской голова написал ответ иркутскому губернатору с объяснением на обвинения. Исцеленнов указал, что большим или малым составом городской думы принимается то или иное решение или составляется постановление, но ни одно из них не приводится в исполнение до тех пор, пока на это не последует утверждение и разрешение губернатора. По поводу того, что Иркутская городская дума в последнее время вынуждена была работать в сравнительно ограниченном составе гласных, то имелись вполне известные причины: шесть гласных выбыли из Иркутска, двое умерло, 9 человек отказались от звания гласного, семеро временно были лишены права принимать участие в заседаниях Думы.

В итоге из 60 гласных выбыло 24 человека, а из оставшихся 36 многие часто и надолго выбывают из города по своим делам, что значительно и сократило их активный состав. «Лично я, - писал Исцеленнов, - всегда обращал внимание на непосещаемость гласными заседаний Думы без своевременного (до часа открытия заседания объявленного по повестке) извещения не только о причине, но главное и о факте не прибытия, что в большинстве заставляет тех гласных, которые исправно посещают заседания, томиться в долгом ожидании появления особо приглашаемых по телефону или записками городского головы, а иногда (хотя очень редко) и расходиться вследствие несостоявшегося заседания, даром потеряв для сего значительное количество времени. Как городской голова, председатель Городской думы, я не только не забывал возложенных на меня Городовым Положением обязанностей, но не упускал из постоянного наблюдения указанных обстоятельств и лиц. К последним многократно обращался и обращаюсь с просьбами о правильном исполнении принятых на себя обязанностей. В то же время интересовался положением этого вопроса и в других городах, включительно до хода дела думских заседаний в столицах. На поверку оказывается: повсюду повторяется одно и то же. Следовательно, Иркутская городская дума в этом отношении не представляет какого-либо особливого исключения из того уклада общественной жизни, какой существует повсюду в городах России, а потому до соответствующего изменения законов и общественных соотношений, местными какими-либо мерами, по мнению моему, здесь делу коренным образом помочь нельзя, а в особенности мерами репрессий и наказаний. По совести и по долгу считаю себя обязанным заявить, что то небольшое число гласных Иркутской городской думы, которое несет на себе всю тяжесть работ и решений, возложенных на Думу по наблюдению и руководству за обширным хозяйством, крупным бюджетом и финансовыми операциями города, заслуживают не порицания, а имеют полное право на искреннюю благодарность обывателей г. Иркутска». Ответ И.Ф. Исцеленнова губернатору свидетельствует о том, что это был очень грамотный городской голова, который хорошо знал и исполнял свои обязанности, четко понимал, кому из гласных необходимо дополнительное приглашение на заседания Думы, пытался найти решение для управления этой ситуацией и, изучив опыт самоуправления других городов, понял, что проблема посещаемости заседаний думы существует не только в Иркутске. И при таком положении дел городская дума работала достаточно эффективно.

В ноябре 1909 г. И.Ф. Исцеленнов на заседании городской думы сделал доклад «О всеобщем начальном обучении и о законах». Он собрал точные сведения о числе учащихся в г. Иркутске на 1 января 1909 г. во всех учебных заведениях и о числе отказов в приеме детей в начальные училища за недостатком помещений в начале учебного 1909/10 года. Оказалось, что за порогом школы осталось не менее 1 500 детей. Для них необходимо было открыть 32 комплектных училища или, принимая целесообразным постройку зданий четырехкомплектных школ, возвести 8 новых школьных зданий. Расходы города на это составили бы 416 000 руб. и 54 670 руб. на ежегодное содержание. Посчитав доходы города от казны на основании новых законов для развития городской школьной сети, он предложил гласным создать училищную комиссию, которая разработает и представит на рассмотрение и утверждение думы проект школьной сети для установления общедоступности всеобщего обучения.
И.Ф. Исцеленнов заботился о начальном образовании. Сам он скромно писал, что «за последние три года, совпавшие со временем моего служения, Городское общественное управление неуклонно развивало школьную сеть для начального обучения с расчетом на увеличение ежегодного приема не менее 130 детей, но перерыв в школьном строительстве с 1902 по 1909 г. и усиленный рост населения вследствие иммиграции создали слишком большой контингент запроса, который с ограниченными средствами удовлетворить не представлялось возможным». И несмотря на это, в 1909 г. было построено новое городское училище им. А.С. Перетолчина.

В октябре 1909 г. иркутский губернатор Петровский секретно и лично для И.Ф. Исцеленнова написал письмо, в котором просил прислать краткий обзор деятельности Иркутского городского управления за 1908 и 1909 гг. с указанием наиболее важных вопросов, обсуждаемых в думе, а также указать те проектируемые улучшения и условия, которые могли бы способствовать дальнейшему развитию города. Такие сведения нужны были губернатору для отчета государю о состоянии Иркутской губернии за 1909 г. Исцеленнов не только предоставил такие сведения, но и опубликовал их вместе с другими данными о городском общественном управлении, в том числе о финансовом хозяйстве города, главных источниках городских доходов, приложив к ним копию докладной записки, поданной министру финансов в октябре 1909 г. Он отметил следующие необходимые городу улучшения: создание значительного количества начальных школ во всех районах города, а также построить собственные каменные здания для амбулаторий для народного здравия, построить новое каменное здание для городской ветеринарной станции, возвести новую скотобойню, построить постоянный мост через реку Ангару, по строить деревянные казармы на каменном фундаменте для артиллерии, планомерно закончить работы по благоустройству улиц и площадей, в особенности сооружений канав для отвода вод, возвести каменные здания 5-й полицейской пожарной части в Глазковском предместье, там же необходимо провести самостоятельный частичный водопровод, перестроить разрушающееся здание 2-й пожарной части, расширить и благоустроить единственный в городе летний сад «Интендантский» - «Синельниковский», построить каменные торговые ряды на Хлебном базаре.

К важнейшим вопросам, решенным городским управлением в 19081909 гг., Исцеленнов отнес расширение городского ассенизационного обоза и упорядочение дела вывозки нечистот на свалки, причем «свалки были доведены до возможного удовлетворительного состояния настолько, что существование их не вызывает внимания обывателей, вопреки, прежних нареканий и жалоб»; по проекту самого Исцеленнова старый антисанитарный ночлежный дом закрыт, а для нового «отведено светлое и просторное здание, где помещаются ежедневно до 300 человек»; для защиты от непогоды ищущих работы и группирующихся на базарах выстроено специальное здание, получившее название «биржи труда», во время морозов зимою 1909-1910 гг. по решению городского управления это здание переделано на отапливаемое; на Хлебном базаре старые деревянные рыбные ряды сломаны и на их месте возведены новые; в Глазковском предместье организован самостоятельный базар, возведены два корпуса деревянных лавок, безобразный мелочный базар у вокзала Забайкальской железной дороги убран, а для торговцев возведен приличный ряд лавок на площади у церкви. Особое внимание было обращено на сохранение лесов в городских угодьях и осушение заболоченностей. Городское управление занялось городскими каменоломнями и в несколько раз увеличило их доходность. Одним из крупных мероприятий является сооружение городской электрической станции мощностью в 1 000 лошадиных сил и напряжением в 2 000 вольт, открытие которой состоялось в 1910 г. Как видно из вышеперечисленного, все улучшения, сделанные городским общественным управлением, можно разделить на две категории: санитарного порядка и социального характера.

В феврале 1910 г. И.Ф. Исцеленнов в своем докладе в думе указал факты, имевшие серьезное значение в финансовом хозяйстве города. Во-первых, за минувшие два года сумма и количество недоимок, преимущественно крупных, значительно сократилась. Впервые переоценка недвижимых имуществ была произведена не описательно-подворным способом, а по принципу обложения по доходности, проверяемой ежегодно - это было новшество для русских городов. Во-вторых, постановка делопроизводства. При вступлении его в должность городского головы выяснилось, что отчетов о деятельности городского управления не составлялось более десяти лет, финансовые отчеты за 1905-1906 гг. отсутствовали. Имелись только приходно-расходные сметы на 1907 г. без объяснительной записки или сопровождающих докладов управы. Исцеленнов писал, что наградой для него будет «сознание, что Иркутское общественное управление при участии и руководстве его в бюджетных трудах, к концу 1909 г. приготовится сдать дела города новому составу гласных Городской думы с вполне точною отчетностью не только финансовой, но и о своей деятельности, чтобы дать возможность новым общественным деятелям сразу ориентироваться в положении городского хозяйства: что полезно - продолжать, плохое поправить, а недостающее - восполнить». Благодаря этому желанию городского головы все его доклады с подборкой материалов по основным направлениям работы думы были изданы отдельными брошюрами.

В 1907 г. городская управа получила от Министерства внутренних дел «Временные правила об устройстве городской пожарной команды» для принятия в ведение городского общественного управления городских полицейских пожарных команд. В августе 1908 г. дума заслушала присланную на обсуждение иркутским губернатором часть инструкции по управлению Иркутской полицейской пожарной командой и приняла решение принять городские полицейские команды в ведение города. Исцеленнов лично выполнил это поручение Думы и составил доклад для выступления перед гласными в октябре 1909 г. В нем было представлено ходатайство брандмейстера А.Ф. Домишкевича, составлена смета на содержание состава городской пожарной команды в размере 36 924 руб. Впоследствии доклад этот был опубликован, и к нему было сделано несколько приложений, в том числе полное статистическое описание противопожарных средств города, сведения о годичных бюджетных расходах и расходах на содержание пожарных команд и пожарного водоснабжения за 38 лет, сведения о пожарных командах Иркутского добровольного пожарного общества и Общества взаимного страхования имуществ от огня, описание работ, произведенных Иркутским водопроводным товариществом по устройству иркутского водопровода с июля 1905 до 1 января 1909 г., а также размышления самого Исцеленнова о развитии правильного водоснабжения в городе. Данный труд стал свидетельством того, как серьезно и вдумчиво подходил этот человек к исполнению возложенных на него поручений. В 1909 г. иркутский губернатор П.К. Гран, осмотрев пожарные и полицейские части, отметил, что организация пожарной части не оставляет желать ничего лучшего: «Городское управление, видимо, не жалеет усилий и средств для того, чтобы поставить это дело на надлежащую высоту. Казармы для нижних чинов в порядке и пожарные снабжены всем необходимым. Брандмейстер умело и с любовью ведет и совершенствует порученную ему важную отрасль обеспечения городского населения от пожарных бедствий, а нижние чины работают не за страх, а за совесть».

В 1910 г. И.Ф. Исцеленнов подготовил к изданию все материалы, посвященные проекту постоянного железного моста через реку Ангару. Целью этого издания было желание Ивана Федоровича представить гласным нового состава городской думы с возможною полнотою всю информацию по данному вопросу, с доказательствами, что за последние три года делалось все возможное для детальной разработки и широкого ознакомления с этим делом. Поскольку неудовлетворительная переправа наносила значительный ущерб иркутским купцам, вызывая экстренные расходы на уплату за хранение грузов во время прекращения переправы через Ангару, то иркутское купеческое общество изъявило свое согласие на установление сбора с грузов для постройки моста. Были составлены сметы на постройку ангарского моста. Стоимость сооружения моста была оценена в 1 510 000 руб., кроме этого, для содержания моста в постоянной исправности необходимо еще 10 500 руб. в год, также город должен был платить вознаграждение железнодорожной администрации за взимание попудного сбора - 960 руб. в год и определенные расходы на печатание облигаций и уплату гербового сбора. Исходя из этого, общая сумма, которая должна быть единовременно получена городом путем займа, определилась в 1 754 127 руб., для реализации которого сам заем должен быть исчислен, в зависимости от ожидаемого курса, на номинальную сумму до 2 000 000 руб. Таким образом, это был второй случай в истории городского управления, когда оно собиралось реализовывать заем в такую огромную по тем временам сумму. Городская дума определила размер сбора в 2 коп. с пуда грузов, привозимых в город и отправляемых из города. Все необходимые бюрократические формальности были проведены - были получены заключения Министерства финансов, торговли и промышленности и путей сообщения, а технический проект постоянного железного, на каменных опорах моста через реку Ангару был рассмотрен и одобрен техническо-строительным комитетом Министерства внутренних дел. Иркутская городская дума даже подумала о том, что население города вынуждено будет в течение двух лет, пока строится мост, платить попудный сбор и таксу за проезд по понтонному мосту, и приняла решение таксу за проезд по понтонному мосту уменьшить в два раза для грузов, за которые попудный сбор будет уплачиваться на станции. Попудный сбор для Иркутска был утвержден Государственной думой в 1910 г., но, к сожалению, этот грандиозный проект так и не был реализован. Сначала отказались от постройки железного моста и составили новый проект - только для городского транспорта, а затем началась Первая мировая война и революция, которые отодвинули начало строительство постоянного моста через Ангару до 1931 г.

В 1910 г., уже готовясь покинуть свой пост, И.Ф. Исцеленнов, выступая перед гласными, сделал вывод, что потребность в улучшениях по всем отраслям городского хозяйства громадна, средства же все истощены, а налоги и сборы огромны и доведены до наивысших пределов. Он обращал внимание на то, что город находится в периоде усиленного роста территориальной и экономической его жизни, и его очень беспокоило, что «если в такое время в городской казне истощение запасных средств, то чего же стоит ожидать при резком застое торговли и промыслах или при квартирном и домовом кризисе. Восстановить равновесие в бюджете и удовлетворить нужды хотя бы первой очереди, - о школах, по народному здравию, - необходима помощь внешняя, со стороны правительства». Исцеленнов вместе с тем отмечал, что большую роль в решении таких вопросов играл губернатор. Помощь от правительства могла последовать только тогда, когда г. иркутский губернатор признает указанные нужды действительными, а помощь необходимой и не откажет в своем содействии и покровительстве ходатайствам города.

И.Ф. Исцеленнов вел активную общественную работу. В 1886 г. он был избран в состав совета Иркутского добровольного пожарного общества и с 1887 по 1898 г. был его председателем и членом правления. За 11 лет его работы был реорганизован, увеличен и улучшен пожарный обоз, у него появились собственные лошади. Были приняты серьезные меры по улучшению пожарного водоснабжения в городе - устроены водокачки на реках Ангаре и Ушаковке. Правление общества выработало новые уставы в 1892 г. и 1894 г., основой последнего устава стал изданный Министерством внутренних дел нормальный Устав для городских пожарных обществ.
К началу XX в. в г. Иркутске изменилась тенденция выбора городским сообществом в городские головы богатых, влиятельных купцов, а пришла пора профессионалов. К таким профессионалам относится И.Ф. Исцеленнов. Это был высокопрофессиональный городской голова, знавший работу городского общественного управления изнутри. Именно это помогало ему решать сложные городские проблемы продуктивно, успешно сотрудничая с администрацией края в лице губернатора города и генерал-губернатора, а также наладить эффективную работу канцелярии городской управы.

Примечание:

Исцеленнов И.Ф. Краткие сведения о финансовом положении г. Иркутска. Иркутск: [Б.и.], 1910. С. 27-28, 58-66; Исцеленнов И.Ф. Объяснительная записка к приходно-расходным сметам г. Иркутска на 1908 г. С данными о бюджетной жизни за 1906, 1907 и 1908 гг. Иркутск, 1908. С. 65, 70, 129-130; Исцеленнов И.Ф. Всеобщее общедоступное, начальное образование. Иркутск: Паровая типолитография П. Макушина и В. Посохина, 1909. С. 5, 7, 10-11, 20-22; Исцеленнов И.Ф. Пожарные команды г. Иркутска. Доклад о передаче в ведение Городского Общественного Управления полицейских пожарных команд. Иркутск: Тип. М.П. Окунева, 1909. С. 9, 29; Исцеленнов И.Ф. Мост чрез реку Ангару в г. Иркутске постоянный, железный. Иркутск: Тип. М.П. Окунева, 1910. С. 6, 216; Исцеленнов И.Ф. Очерк о 25-летней деятельности Иркутского Добровольного Пожарного Общества. Иркутск: Тип. М.П. Окунева, 1906. С. 7; ГАИО. Ф. 70. Оп. 3. Д. 1030. Л. 57-59, 61, 65; Известия Иркутской городской думы. 1907. Т. 1. № 5-8. С. 64, 145, 328, 331; Гаврилова Н.И., Гаращенко А.Н., Колмаков Ю.П. Городские головы // Земля Иркутская. 2001. № 16. С. 33-35; Городское самоуправление в Иркутске: 220 лет / под общ. ред. М.М. Плотниковой. Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2008. С. 149-150; Плотникова М.М. На них держался Иркутск: городской голова Иван Исцеленнов // Изв. Алт. гос. ун-та. Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2010. № 4/3 (68/3). С. 185-189.

 

На сайте www.pribaikal.ru книга публикуется с разрешения авторов