В Иркутске сосредоточен основной научный потенциал Иркутской области. Девять академических институтов города Иркутска входят в состав Иркутского научного центра СО РАН , пять институтов Иркутска представляют Восточно-Сибирский научный центр СО РАМН.

Ансамбль Тихвинской площади (история сквера Кирова, Иркутск)

О редакции: Что мы, иркутяне, знаем о сквере Кирова - центре города Иркутск? Знаем в общем-то немало, но как-то не получается осознать в совокупности, не получается цельной картины ... Тихвинский, тихвинская - все в общем-то на слуху ... рестораны и магазины - это сейчас, а раньше? Все мы знаем, что Казанский собор находился ранее с одной стороны сквера Кирова, Тихвинская церковь с противоположной стороны все того же сквера Кирова, но чувства тяжелой утраты как-то не возникало, а возникло это самое чувство после прочтения текста и просмотра фотографий этой статьи ... не бережем, что имеем ... 

Автор материала "Ансамбль Тихвинской площади" - Эльвира Каменщикова
Фотографии из архива автора 

На сайте Прибайкалье (www.pribaikal.ru) материал размещен с разрешения автора.

 

Тихвинская площадь

Идея опубликовать материалы об уничтоженных церквах Иркутска, возникла лет двадцать назад, когда в 1991 году Николай Натяганов принёс их в редакцию газеты «Резонанс», тогда я была редактором газеты. Это были рисунки, сделанные в туше, церквей Иркутска: Тихвинской Божией Матери образа, стёртой с лица земли, и небольшой о ней очерк, церквей Успения, Чудотворской, Спасской, Вознесенского монастыря. С любовью и тщанием выполненные рисунки покорили меня совершенно. Цикл этот мы начали публикацией в ноябрьском номере 1991 года. Были опубликованы и другие материалы с рисунками Натяганова.

Но у меня возникла другая идея: опубликовать фотографии уничтоженного ансамбля Тихвинской площади, так как у меня уже имелся фотоматериал о Тихвинской площади.

Мало кто представляет, какой красавицей была Тихвинская площадь. Оживлённой, торговой, многолюдной. Значительно она преобразилось к началу ХХ столетия.

Давайте вернёмся в то время, допустим в сентябрь 1899 года. Остановимся на углу Тихвинской площади (ныне сквер Кирова) и Амурской улицы ( улица Ленина). На Тихвинскую площадь, отделённом рядом одноэтажных домов, торцом выходит здание, освящённого 14 сентября 1899 года Отделения государственного банка, занимавшего целый квартал до Баснинской улицы. Около этих домов к площади пришвартовался прекрасный трёхмачтовый корабль «сибирского барокко» под именем Церковь во имя иконы Тихвинской Божией матери.

Давайте обойдём Тихвинскую площадь посолонь. Перейдём от северной стены, где за оградой разрослись лиственницы в настоящий лес, Тихвинскую улицу на угол с Большой Трапезниковской (Желябова) и окажемся перед 2-ой женской гимназией И.С.Хаминова (сейчас это один из факультетов Педуниверситета). Перейдём Большую Трапезниковскую улицу на противоположный угол, встанем перед одноэтажным зданием по Тихвинской улице — городской публичной библиотекой. Когда-то здесь была гауптвахта. На этой гауптвахте сидел арестованный за переписку статей Лунина ссыльный Громницкий, сюда приезжала княгиня Екатерина Ивановна Трубецкая, чтобы внести 50 рублей на его содержание.

Могу добавить ещё одну небольшую подробность, в этом здании в начале 60-х автор слушала какие-то лекции, так как в этом здании до его сноса под строительство гостиницы «Ангара» находилась какая-то кафедра юридического факультета ИГУ. Далее к библиотеке примыкает Горное училище. Когда-то здесь на площади для солдат демонстрировали кинематограф, экран устраивали на балконе Горного училище. Чуть далее возникает прекрасное здание Промышленного училища с красивой оградой, за которой много зелени. По бокам центрального здания два больших одноэтажных флигеля с пятью венецианскими окнами по фасаду. Их и объединяет каменная ограда в одну линию. Промышленное училище занимает весь квартал между Харинской и Дворянской улицами. Переходим Дворянскую улицу, и можем, преодолев пять ступенек, войти в часовню Святителя Иннокентия. По преданию часовня сооружена на том месте, где стояла избушка, и, где имел временное прибежище Святитель, по его приезде в город из Вознесенского монастыря. Здесь же рядом, только чуть далее находится Римско-католическая церковь с обширными дворами по обеим сторонам церкви, в которые ведут стрельчатые ворота готического облика, примыкающие к бокам здания. В этой же линии по Тихвинской улице Архирейское подворье с многочисленными службами, которые относятся к собору Богоявления, чуть-чуть не добежавшего до светлых вод Ангары.

По правую руку несёт многоводье Ангара, стремясь к Енисею-батюшке. Перед нами возникает Триумфальная арка, в честь пребывания в Иркутске наследника престола, цесаревича Николая. И церковь во имя Нерукотворного образа Спаса, что был всегда на хоругвях илимских казаков. Первая церковь Иркутского острога. Если стоять спиной к Ангаре, то Спасская церковь обозначит дальний правый угол острога.

Пройдем за Триумфальную арку, и посмотрим вниз. Там гомонят люди, стоят подводы с впряжёнными лошадьми. Здесь ожидают перевоза на тот берег Ангары.

Перед нами возникнут стены великолепного кафедрального собора во имя иконы Казанской Божией Матери с византийскими главами, чьи стены отражаются в текучих водах Ангары. У собора кусты и деревья сада, называемого Сукачёвским сквером, он привлекал горожан и зимой, и летом. Заповедный уголок, густые заросли, причудливые аллеи, гроты, ажурные скамейки, беседки. Там можно было увидеть красивые изображения на темы русских сказок. Зимой возводились ледяные скульптуры, а летом в виде ворот ставилась фигура Гулливера. Сад содержался на средства городского головы Сукачёва.

Теперь солнце движется нам навстречу, мы идём встречь солнцу. По правую руку деревянные и каменные дома иркутских жителей. А южную сторону площади занимает двухэтажное здание из красного кирпича, в котором расположена Городская дума.

В начале ХХ века это был сложившийся архитектурный ансамбль, создаваемый на протяжении трёх столетий. Каждое столетие привносило свои черты.

Многое повидала на своём веку Тихвинская площадь. Была она площадью торговой с многочисленными гостиными дворами купцов и мещан, организована торговля. По сути здесь была самая настоящая, постоянно действующая ярмарка.

Площадь была свидетельницей печальных событий. На севере погибла экспедиция Жоржа де Лонга. Экспедицию долго искали. Когда же их нашли, то перед отправкой в Америку их останки были выставлены в траурном павильоне на Тихвинской площади, чтобы иркутяне могли отдать им последний долг. Это событие запечатлено на акварели польского ссыльного Стефана Катерли.

После возведения Собора все лавки и гостиные дворы были снесены. Отныне здесь должны проводится официальные, государственные мероприятия. Гулянья разворачивались по большим праздникам. Здесь устраивали балаганы, карусели, взлетали качели. Торговцы предлагали сладости, заедки и закуски, кедровую избоинку.

По установлению Советской власти и переименованию её в площадь III Интернационала, на ней проходили парады Красной Армии. Но пока ещё мирно стояли все здания и церкви. Новой власти пока не требовались жертвы, но времени уже оставалось мало до начала жертвоприношений.

Иллюстрации: 

  1. Кафедральный собор с отражением в Ангаре
  2. Северо-западный угол площади с Архирейским подворьем,
  3. Спасская церковь
  4. Тихвинская церковь
  5. Траурная палатка с телами американцев
  6. Каток у Собора
  7. Сукачёвский сквер,
  8. Парад на площади Красной Армии
  9. Парад на площади Красной Армии

.

Тихвинская церковь

 

Одна из старейших церквей Иркутска. Заложена она была в 1706 году, но не каменной, а деревянной. Церковь деревянную возвели за два года. Естественно,что облика мы её не знаем, так как прослужила она чуть более четырёх десятков лет. Через 48 лет её разобрали, чтобы воздвигнуть каменную. Каменная церковь возводилась личным иждивением и на капиталы купца И.С.Бичевина. Первым её священником стал Филипп Васильевич Образцов, похороненный на кладбище во дворе церкви, скончавшийся в 1751 году

Кладбище при Тихвинской церкви было одним из первых в городе. На территории хоронили священников церкви и наиболее уважаемых прихожан.

5 июня 1754 года преосвященный Софроний освятил первый камень, а в 1759 году был освящён нижний придел во имя Тихвинской Божией Матери. Приделы церкви освящались в разное время, так что прихожане в бытность преосвященного Михаила IIпросили, чтобы празднование было учреждено в первое воскресенье после Пасхи.

В 1847 году были сняты полы, так как полагали, что за столетнюю бытность стропила обветшали. Но как оказалось, что стропила, изготовленные из лиственницы, даже не были тронуты тлением. В пожаре 1879 года церковь обгорела, но была реставрирована и сохранена в прежних формах.

В ХIХ веке церковь была изукрашена наружными росписями, и могла соперничать с церковью Нерукотворного образа Спаса, на противоположной стороне площади. Но Тихвинская отличалась большим количеством таких росписей: на колокольне, на стенах самого храма, над воротами часовен.

Тихвинская церковь была драгоценностью среди других драгоценных созданий из камня. Великолепными были её резные позолоченные барочные иконостасы, множество икон, среди которых были и ХVIIвека.

Территорию церкви окружала каменная ограда с коваными решётками из ажурных переплетений. С северной стороны были высажены лиственницы, которые со временем образовали лес.

Первые разрушения были нанесены церкви в гражданской войне, в ходе декабрьских боёв. Взорвана в начале 30-х годов 

 

 

Иллюстрации:

  1. Тихвинска церковь. Начало ХХ века. Оригинал со стеклонегатива
  2.  Алтарь церкви. Оригинал со сгеклонегатива
  3. Тихвинская церковь в начале 30-х годов
  4. Крупный план разрушений. Фото Э.Гетке
  5. Разрушения в Тихвинской церкви во время декабрьских боёв 1918 года. Фото Э.Гетке
  6. Запустение 20-х годов
  7. Кладбище при Тихвинской церкви. Очевидно, конец XIX - начало ХХ века. Оригинал со стеклонегатива. (Возможно, на первом плане могила Ф.В.Образцова).
  8. Церковь после взрыва
  9. Пустое место на месте церкви.

.

Часовня Святителя Иннокентия, иркутского епископа

Между Римско-католической церковью и домом купца Траулинского стоял небольшой домик, принадлежащий сыну боярскому Дмитрию Елизову. Святитель Иннокентий в течение четырёх лет имел в этом доме квартиру, когда приезжал в город из Вознесенского монастыря.

В 1862 году в службах католической церкви возник пожар, который охватил и квартиру, где когда-то жил Святитель. Пожар потушили, а квартировавший в доме Траулинского генерал-лейтенант Е.М.Жуковский высказал мысль, чтобы память о временном приюте увековечить устроением в этом месте часовни.

П.Громов в статье «Иннокентий Святитель первый епископ Иркутский» высказал мысль о покупке места с развалинами домика Елизова и постройке на этом месте каменной часовни в память о Святителе Иннокентии. С этого времени на имя Громова стали поступать с 1863 по 1868 годы средства на строительство часовни.

В 1868 году 17 сентября был заложен первый камень в основание часовни. Стройка продолжалась и в 1869-70 годах. Строилась часовня долго в течение 9 лет и освящена 16 января 1877 года. Была обильна изукрашена архитектурными деталями: витые колонки, ниши, филёнки, резные каменные орнаменты.

Часовня тоже была принесена в жертву атеизму.

Иллюстрация: Часовня Святителя Иннокентия. (Открытое письмо, издание Хахаева. Надпись: дозволено воен. Цензурой 20 апреля 1916 года

 

Триумфальная арка в честь пребывания в Иркутске Цесаревича Николая в 1890 году

 

В 1890-91 годах Цесаревич Николай совершил кругосветное путешествие. В июне 1891 года он прибывает в Иркутск.

Городское общество сооружает на берегу Ангары Триумфальную арку из красного неоштукатуренного кирпича в виде беседки на четырех столпах с гранитной огранённой крышей, над которой возвышался государственный герб России. Арка имела местоположение как раз напротив левого угла Собора Богоявления, если стоять к нему лицом. На стороне, обращённой к Ангаре имелась надпись: «Да благосл-вит Г-дь восхождение Твое». На противоположной стороне; «Да благосл-вит Г-дь нисхождение Твое» 1891 г. 23 июня.

Цесаревичь прибыл с Байкала на пароходе «Сперанский» в полдень, на пристани его встречал городской голова В.П.Сукачёв. Под сводом триумфальной арки встречал архиепископ Вениамин с пастырями.

Арка была уничтожена вместе с Казанским кафедральным собором. 

Иллюстрации: 

  1. Триумфальная арка. На втором плане Собор Богоявления Господня с архирейским подворьем. Оригинал со стеклонегатива.
  2. Триумфальная арка. Оригинал со стеклонегатива

Церковь Нерукотворного Образа Спаса

Спасская церковь была первой церковью, ставленной в Иркутском остроге. Существуют разные версии даты постройки церкви. Остановимся на дате, предложенной автором великолепной книги «Православные храмы Иркутской епархии» Ирины Калининой; освящение храма состоялось в 1672 году.

Основным губителем деревянных храмов были пожары. Храм Спаса погиб в пожаре 3 августа 1706 года.

В этом же году в южной стене острога была заложена каменная церковь. Церковь была о двух этажах. В верхнем был освящён престол во имя Спаса Нерукотворного образа.

В нижнем этаже был учреждён престол во имя Николая Чудотворца, здесь также, как и во всех древних храмах хранили денежную казну и те предметы, что составляли основу жизни острога: зерно, мягкую рухлядь.

Уникальность церкви Спаса в её росписях на наружных стенах с многофигурными композициями. На северном фасаде видны три композиции: на левой фреске Обряд крещения. Центральная фреска представляет обряд Крещения Христа в Иордане. На правой фреске группа лиц, присутствующих на церемонии приобщения к лику Святых. Есть предположение, что в качестве избранника, на голову которого возлагают венец, фигурирует 1-ый Епископ Иркутский, Святитель Иннокентий. (Кульчицкий).

Мучения церкви начались с укреплением Советской власти, но её не трогали пока жив был Казанский кафедральный собор.

В 1931 году решается и её судьба. Постановлением Президиума Восточно-Сибирского крайисполкома от 22.02.31 года (Протокол №4, параграф 25) её закрывают и передают Стройобъединению.

От Крайисполкома даже поступало предложение снести церковь. Государственный музей сообщил Горсовету, что назначенная ими к сносу церковь состоит на учёте сектора науки Наркомпроса..

Волей-неволей церковь пришлось оставить. В ней устроили общежитие для рабочих, прибывающих из районов. В 1933 году его закрыли, а в здании церкви устроили фабрику.

С неё сорвали кресты, прорубили окна, были посечены фрески.

В 1934 году Музей направляет в Москву (в ГЦРМ), документы в которых сообщается, что Иргорстройтест в ближайшее время начнёт работы по сносу каменного здания Спасской церкви. Снос церкви обосновывается необходимостью строительства Дома Советов, для которого хватит пространства и без той незначительной площади, которое занимает церковь.

Церковь не была снесена, но стояла долгое время в том изуродованном виде, к которому она была приведена.

Иллюстрации: 

1. Спасская церковь. Зима. Начало ХХ века. Оригинал со стелонегатива
2. Спасская церковь. Ещё живы все здания. Во дворе церкви, видны памятники и кресты церковного кладбища. Оригинал со стеклонегатива
3. Церковь подготовлена к закланию Начало 30-х годов. Оригинао со стеклонегатива.
4. Спасская церковь в руинах Казанского собора, Начало 30-х годов

 

Собор Богоявления Господня

Собор Богоявления начал возводиться в 1693 году. Деревянный храм сгорел. Каменный был заложен в июле 1718 году и был кафедральным собором до самого освящения Казанского собора в 1894 году

В конце ХIХ века уже сложился весь комплекс Собора Богоявления с четырьмя престолами. В усыпальнице покоились останки нескольких иркутских архиереев.

В 1925 году Собор был взят на учёт, как памятник искусства и старины. И всё-таки его закрыли, когда уже были взорваны Казанский кафедральный собор и церковь Тихвинской Божией Матери. В соборе была устроена пекарня.

Имеется акт от 12.02.34 года, составленный технической комиссией, куда входили гор. архитектор, инженер от стройконтроля, инспектор по культделам при горсовете, председатель общины верующих собора Богоявления. Комиссия осмотрела здания Собора и пришла к выводу: требуется средний ремонт крыши, покраска, исправление штукатурки внутри и снаружи, окраска оконных переплётов, дверей. Ремонт не производился в течение 15 лет, Постановление Горсовета о ремонте в 1935 году не выполняется.

И всё-таки Собор уцелел только благодаря Божьему промыслу, хотя он лишился всех служб архирейского подворья. Через территорию Собора проложили узкоколейку для вывоза, как тогда говорили, ломи после взрыва Казанского Собора. 14 марта 1934 года представители обновлеченской религиозной общины собора Богоявления заявили: «мы узнали, что на площадке, прилегающей к собору идёт ударная стройка Иркутского хлебозавода. Тротуар и дома, ведущие ко входу в собор загромождены разными строительным материалом, так, что верующим трудно пройти в собор. Выставленные караульные ночные и дневные, иногда препятствующие захождению в храм или выход из него. Рабочие недовольны, что во время работы им мешают верующие, идущие в собор...».

Когда верующие ходили через стройплощадку, то караульные били их прикладами и ругали нецензурной бранью. Результатом жалоб верующих общины стало закрытие собора.

Во время Великой Отечественной войны с полчищами супостатов, весь народ молился о даровании победы во всех церквах, ещё уцелевших от разора. Молились в то время, когда, как говорят в народе, взяло кота поперёк живота. Молились, не помня зла, ущерба, нанесённого церкви. В 1948 году Собор Богоявления был взят на учёт как памятник.

Иллюстрации: 

  1. Собор Богоявления Господня. За каменной оградой службы Архиерейского подворья. Начало ХХ века. Оригинал со стеклонегатива.
  2. Собор подготовлен к закланию. Утрачены колокола, кресты, снесено архирейское подворье. Вид запустения и раззора. Оригинал со стеклонегатива

Казанский Кафедральный Собор

 

Самая главная боль, от которой кровоточит сердце, уничтожение Казанского кафедрального собора, который в начале ХХ века так гармонично завершал весь архитектурный ансамбль Тихвинской площади.

Необходимость сооружения нового собора возникла уже в середине ХIХ века: горожан не устраивал из-за тесноты Собор Богоявления. Нужен был храм более вместительный и благолепный.

В 40-х годах ХIХ века внёс первую жертву из своих капиталов на строительство собора купец Евфимий Андреевич Кузнецов. Незадолго до своей смерти он распорядился о пожертвовании 250 тысяч серебром на сооружение кафедрального собора во имя Казанской Божьей Матери в Иркутске. Умер он в сентябре 1850 года, похоронен был у алтарной части церкви Преображения, в приходе которой он жил, которая также был частью его неусыпных забот.

Пока шли разборы возникшего дела по его завещанию, пока обсуждались проекты строительства собора, подыскания места, прошло почти тридцать лет. Места долго не находилось, даже собиралась для этого снести церковь Нерукотворного Образа Спаса.

Кафедральный собор заложили 17 апреля 1875 года, строился он в течение 19 лет.

Пожар 1879 года, при котором выгорела половина города, вновь отодвинуло строительство на неопределённый срок, нужно было поднимать город из пепелища.

К продолжению строительства Собора возвратились только в 1885 году. В этом году для наблюдения за работами был приглашён архитектор-инженер барон Г.Розен. Он представил епископу Вениамину проект высочайше утверждённого проекта фасада собора. Затем он вновь представил проект, где готические главы были заменены на византийские.

Храм был весьма просторным, поскольку вмещал около пяти тысяч молящихся, В 1891 году епископ Вениамин поручил барону Розену составить рисунок иконостаса, что в том же году барон выполнил.

Два года работал мастер Попов над иконостасом по рисунку Розена. Иконостас был высотой 8 метров из трёх ярусов. В нижней части были следующие иконы: 

  1. Нерукотворный образ,
  2. Икона Казанской Божьей Матери,
  3. Икона Иннокентия Святителя
  4. Икона Александра Невского
  5. На царских вратах обычные иконы: Благовещение и четыре Евангелиста.
  6. На пономарских вратах — Иконы Стефана и Михаила.

Во втором ярусе пять икон – над царскими вратами Тайная вечеря, По левую и по правую сторону иконы четырёх составителей древних литургий.

В верхнем ярусе одна икона – Воскресение Христово.

В таком виде по словам паломников по святым местам Царские врата имеют замечательное сходство с Царскими вратами в главном Иерусалимском храме над Гробом Господнем. 25 января 1895 года был освящён главный придел храма.

В 20-х годах ХХ века Храм ещё красовался на площади, но близились 30-е роковые, когда судьба его несчастная должна была разрешиться. В 1930 году собор был закрыт, терпя уже лишения от Советской власти. И уже шла переписка о его судьбе. В письме от 13.01 1932: «В ответ на ваше отношение Иркутский государственный музей Восточно-Сибирского края ставит Вас в известность, что здание Собора по своему плану и конструктивным особенностям для приспособления под музейное помещение непригоден и музею не нужен, т.к. расходы по его перестройке – равны стоимости нового здания. Собор на учёте памятников не состоит и со стороны отдела охраны препятствий к сносу его не встречается».

 

 

Взрывы Собора начались в августе 1932 года. Взрывали по ночам. Никого не пускали, место было оцеплено, обнесено забором с колючей проволокой поверху. По воспоминаниям жителей Иркутска тех времён. По ночам не могли спать из-за взрывов. Иван Андреевич Медведев рассказывал мне, днём жители стояли на Глазковской горе, многие плакали. Иркутяне не шли работать на разборку завалов, работали женщины-переселенки с Украины и Белоруссии. Для вывоза щебёнки была проложена узкоколейная рельсовая дорога, для чего уничтожили архирейское подворье Собора Богоявления. Щебёнку разбрасывали и по всей площади, укатывали железными катками, уровень площади поднялся на один метр. После взрывов рваные раны на теле собора, о чём свидетельствуют фотографии, будто вопият о невыносимой боли..

Убирали мусор в течение 33-34 годов.

В 1938 году на месте Собора стали строить Дом Советов, – тяжеловесное серое здание, в неё воплотилась вся угрюмость сталинских времён. Там, где был собор – пустое место, оно не заполнилось ничем гармоничным.

Мне кажется, если в ясную, лунную ночь выйти к берегам Ангары, то в её водах отразится та красота мира, ушедшая навсегда, ничем невосполнимая. 

 

 

Иллюстрации: 

  1. Правый берег Ангары. Вид на Казанский кафедральный собор. Конец ХIХ века. Оригинал со стеклонегатива.
  2. Проект фасада барона Г.Розена. Фото П.Милевского. Из фонда ВСОРГО
  3. Иконостас Собора. Оригинал со стеклонегатива
  4. Собор подготовлен к закланию. Со шлемовидных глав сорваны кресты, развевается флаг победившего большевизма. Оригинал со стеклонегатива. Фотография, возможно, выполнена П.П.Мешалкиным (?) (работал в музее 1932-37 г.г.)
  5. Собор после первых взрывов. Оригинал со стеклонегатива
  6. Разборка завалов женщинами-переселенками. Фотография подтверждает воспоминания иркутских жителей.
  7. Разборка завалов
  8. Казанский собор превращён в пыль. На переднем плане остался один из столбиков ограды собора.
  9. Вид узкоколейки
  10. Весь каменный мусор укатывался катками по всей площади до бывшего местонахождения Тихвинской церкви.

.

Жертвы принесены, осталось ждать счастья ... (послесловие)

Напрасно думали, что этим ограничились жертвоприношения атеизму. Во время разрушения Тихвинской площади, разрушался Вознесенский монастырь, огромный комплекс зданий, издревле бывший не только «рассадником мракобесия» по определению большевиков, а и первым организатором школ для детей, школы переводчиков с монгольского, китайского языков. Здесь в монастыре нёс обет монашества Иакинф Бичурин, выдающийся синолог. А монастыре находились редчайшие серебряные изделия сибирских мастеров, иконы сибирского письма. Монахи выращивали семена для Иркутска, славилась их капуста, также был известен хозяйственной деятельностью.

До Октябрьской революции в Иркутске было 40 церквей и три монастыря. После планомерного уничтожения осталась одна действующая церковь и ни одного монастыря. Знаменский женский монастырь, на кладбище которого похоронена Екатерина Ивановна Трубецкая, одна из выдающихся подвижниц событий 14 декабря 1825 года, стал просто церковью, утратив своё значение. Погибли все часовни.

На месте снесённых святынь врастали в быт улиц новые символы новой власти, – памятник Ленину, бюст Ленина, Дом Советов, или памятник какому-нибудь мелкому вождю победившего пролетариата.

После снятия с него крестов и надругательства над территорией Собор Богоявления стоял в мерзости и запустении.

В проёме между Собором Богоявления и Римско-католической церковью виднеется строящееся здание хлебозавода, остатки строительного мусора не убраны, печальное напоминание для иркутян о недавних событиях.

Принесены в жертву сооружения, теперь очередь за человеческими жертвами. В 1937 году арестован начальник строительства Дома Советов Токарев и расстрелян. 

 

 

Иллюстрации:

1.   Остатки сада у Тихвинской церкви

2.   Строительный мусор на месте Тихвинской церкви

3.   Планировка сквера на месте Тихвинской церкви

4.   Общий вид Тихвинской площади, ставшей уже площадью III Интернационала

5.   Сохранены пока Библиотека, Горное и  Промышленное училища

 

Эльвира Каменщикова
1992-2009, декабрь