Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Дмитрий Володихин о творчестве А.Г. Байбородина

Дмитрий ВОЛОДИХИН  (г. Москва) 

 

Христианский реализм   

Когда говорят о «деревенщиках», о рус­ской почвенной прозе, облёкшейся, по необ­ходимости, в советские одёжки, чтобы потом сбросить их за ненадобностью и с иконой в ру­ках продолжить прежний свой эпический плач о гибнущем ладе сельской России, упо­минают обыкновенно немногие имена; на са­мой вершине их с полдюжины – таких, чтобы вся образованная публика из обоих «лаге­рей» знала, о ком идёт речь. Но почвенная литература во много раз шире, несопостави­мо богаче творчества пяти-шести человек, пусть отметил их Господь большим талантом и дал большое везение в литературных де­лах.

Русская культура родила десятки крупных, даровитых «деревенщиков». Конечно, всякий литературный феномен подобного рода – столь масштабный, столь прочно укоренённый в глубинных слоях национального сознания, – может быть разделён на авторов первого, второго, третьего ряда и совсем уж «камчаточников». Одна­ко есть на этом поле фигуры, которые не были вынесены прихотливыми течениями литератур­ного процесса к фарватеру, но по уровню дарования не могут быть усажены во втором ряду – просто язык не поворачивается! Их проза ничем не уступает лучшим творениям тех, кто стал людьми-символами почвенной литературы в нашей стране.

Именно так следовало бы говорить об Анатолии Байбородине, которому в этом году испол­няется шестьдесят лет. Он сибиряк, родившийся в Бурятии, значительная часть его творческой судьбы связана с Иркутском. Может быть, в стан «деревенщиков» он попал чуть позже, чем проявили себя «зубры» этого направления: голос Байбородина зазвучал в полную силу, когда солнце «деревенской литературы» уже прошло зенит, и яркий день её наполнился прохладой сумерек. Может быть, не хватило его присутствия в столичной литературной жизни… Может быть. Имя этого писателя не звучало столь же громко для русской партии в нашей литературе, как имена Валентина Распутина, Василия Белова или Виктора Астафьева.

Но.

По художественному уровню его проза ничуть не проигрывает произведениям этих знаме­нитых писателей. Не напрасно о Байбородине с такой похвалой отзывались Владимир Личу­тин и Валентин Распутин.

Сила Байбородина видна не в умении плести сюжет, вязать сложные фабульные конструк­ции, а в языке и тонком психологизме.

Время в текстах Байбородина представляет собой отрезки вечного круговорота, совершающегося на земле, в воде и воздухе, отделённые друг от друга православными праздниками. Так, в рассказе «Дураки» зима движется от «Николы Зимнего», чрез «Егория Зимнего» к Рож­деству и так далее. А в повести «Счастье – дождь и ненастье» люди живут, словно не зная чи­сел: не спеша скользят они в лодке устоявшегося быта по реке весны – от гавани «Благовеще­нье» к гавани «Пасха», минуя тяготы Великого поста. Всё то, что принято называть «психологи­ей», у Байбородина принимает вид страстей и борьбы со страстями. Христианский календарь порой играет роль подсказки: время поста является не просто хронологическим отрезком, ког­да тает лёд на реке, оживает природа и всякая тварь, очнувшись от зимней застылости, начи­нает жить новой надеждой; нет, это ещё и время, когда благой смысл осознанного и прочувст­вованного самоограничения особенно хорошо виден.

В творчестве Байбородина христианская мистика соединяется со скрупулёзным реализ­мом описаний. Его реализм и есть реализм христианский, в рамках которого всё то имеет пра­во именоваться действительностью, что позволяет считать действительным вера: изба, каша, ангел и лесные анчутки оказываются реальны в одинаковой степени. В рассказе «Нежить», на­пример, главному герою Ефиму Карнакову мерещится то пирующая нечисть, то архангел Миха­ил. Видения его представлены автором не столько как сны, сколько как дыхание потусторон­них реальностей, находящихся на расстоянии вытянутой руки от мира людей и вторгающихся порой в нашу жизнь.

Творчество Байбородина можно сравнить с мостом, перекинутым из почвенной прозы закатного СССР к новой православной почве, утвердившейся в литературе наших дней.

 

«Литературная Россия» № 11 (2445) стр. 11

 

 

О творчестве Анатолия Байбородина