Иркутская область, города и районы Иркутской области, ее жизнь, культура, история, экономика - вот основные темы сайта "Иркутская область : Города и районы". Часто Иркутскую область называют Прибайкальем, именно "Прибайкалье" и стало названием проекта, в который входит этот сайт.

Туризм в Иркутской области

Факторы развития туризма в Иркутской области

.

Сдерживающие факторы развития туризма в Иркутской области

Все сдерживающие развитие индустрии туризма факторы можно объединить в несколько основных групп.

Экономико-географические. К этой группе факторов от­носятся удаленность Иркутской области от густонаселенной и экономи­чески более развитой европейской части России, от дальневосточных портов, низкая плотность населения и слабая освоенность территории, относительно невысокая плотность дорожной сети.

Природно-климатические. Резко континентальный суро­вый климат и длительная зима, дождливое и относительно непродолжи­тельное лето обусловливают ярко выраженную сезонность туристского бизнеса.

Экологические. Это относительно низкая устойчивость ланд­шафтов к рекреационным нагрузкам, наличие селе- и лавиноопасных участков в горно-таежных районах, опасность заражения клещевым энцефалитом, а также необходимость охраны уникальной экосистемы Байкала и ограничение массового доступа туристов на особо охраня­емые территории.

Инфраструктурные. Сдерживающими факторами являются и низкая комфортность жилья, слабое развитие сферы (в некоторых местах полное отсутствие) коммунальных услуг и средств связи, от­сутствие очистных сооружений, малое количество гостиниц среднего класса (на Байкале еще предлагается проживание в палатках или не-обустроенных домах), отсутствие душа и отдельных туалетов в целом ряде гостиниц и в половине номеров санаторно-курортных учреждений. Только 10% гостиничного фонда можно отнести к классу люкс. В таких условиях туристы, особенно иностранные, лишены элементарных и привычных для них удобств. Что касается гостиниц высокого класса, то в Иркутской области до сих пор нет гостиниц наивысшей категории (пятизвездочных). Пока еще невысоко качество дорожной сети (из об­щей протяженности автодорог только треть имеет усовершенствованное покрытие) и низка комфортность транспортных услуг.

Неудовлетворительное состояние инфраструктуры не позволяет в полной мере использовать рекреационный потенциал территории. В первую очередь это относится к зимним видам туризма.

Институциональные. Сдерживает развитие туризма наличие административно-чиновничьих барьеров (длительное оформление доку­ментов, отсутствие необходимой для туристов информации, неудобный график работы инфраструктурных и визовых организаций и т.д.), а также нерешенность организационно-правовых вопросов, в том числе вопросов отвода земель, низкая заинтересованность местных властей в развитии туристского бизнеса, устаревшая нормативно-правовая база, слабое обеспечение безопасности туристов.

Отсутствует брэнд Иркутской области и Байкала как террито­рий, очень привлекательных для туристов. Неактивно продвигается региональный турпродукт на внешние рынки, преобладает стереотип территории как мало пригодной для жизнедеятельности человека (суро­вый климат, плохая криминальная и экологическая обстановка, низкое качество обслуживания).

Сюда же можно отнести слабую готовность местного населения к обслуживанию туристов, непрозрачность туристского бизнеса, не­удовлетворительный имидж Байкальского региона как территории гостеприимства, недостаток высококвалифицированного персонала в сфере туризма и слабую подготовку кадров.

Качество и культура обслуживания. В области пока еще низка культура гостеприимства и высока стоимость услуг, не соот­ветствующая их качеству (особенно по сравнению с международными стандартами). Персонал турагентств и визовых служб недостаточно внимателен к запросам клиентов, имеются случаи волокиты с оформ­лением документов, задержки в подаче транспорта, поездки не всегда комфортны.

Социально-экономические. Спрос на туристские услуги зависит не только от потенциала территории, но и от уровня жизни населения. Низкая платежеспособность ограничивает возможность путешествий, заставляет многих жителей области проводить свой от­пуск дома и на даче, обеспечивая себя продовольствием на зимний период.

 

Сопутствующие факторы развития туризма в Иркутской области

Для развития индустрии туризма в Иркутской области имеются и сопутствующие факторы:

  • прежде всего наличие разнообразных и притягательных для
    туристов рекреационных ресурсов — природных, культурно-истори­
    ческих и др. (в том числе уникальных, имеющих мировое значение,
    малоосвоенных, пригодных для организации экологических и экстре­
    мальных видов туризма);
  • рост интереса к региону, желание отечественных и зарубежных
    туристов побывать на Байкале;
  • формирование современной туристской инфраструктуры (строительство новых небольших уютных гостиниц, кафе, ресторанов, обновление транспортных средств, развитие современных средств связи и др.);
  • рост квалификации работников сферы туризма, повышение культуры обслуживания отдыхающих;
  • осознание населением необходимости здорового образа жизни (туризм является наиболее эффективным способом восстановления и поддержания здоровья);
  • экономический подъем в стране и в регионе, повышение благосостояния граждан, делающее путешествия более доступными, а сферу туризма более доходной и привлекательной для инвесторов.

 

------------------------------------------------------------
Винокуров М.А., Суходолов А.П.
Экономика Иркутской области: В 4 т. - Иркутск:
Изд-во: БГУПЭ, 2004. Т. 4. - 248 с.