Туризм в Иркутской области
Из книги "Экономика Иркутской области", том 4, 2004 год
- Туристские ресуры Иркутской области
- Иркутская область : Инфраструктура туризма
- Иркутская область : Субъекты туристского бизнеса
- Состояние индустрии туризма Иркутской области
- Иркутская область : Направления туристских потоков
- Основные виды туризма Иркутской области
- Рекреационный потенциал административных районов
- Факторы развития туризма в Иркутской области
- Задачи и направления развития туризма : Иркутская область
Задачи и направления развития туризма в Иркутской области
Как преодолеть сдерживающие факторы? Что нужно для более динамичного развития туристского бизнеса? Как добиться того, чтобы индустрия туризма стала более значимой в экономике региона, а ее продукция соответствовала растущим потребностям россиян и иностранных гостей?
Во-первых, необходим узнаваемый и притягательный брэнд Иркутской области как гостеприимного туристского региона. Нужна более активная реклама рекреационных возможностей Прибайкалья, продвижение всеми средствами регионального турпродукта на внутренний и мировой рынки.
Во-вторых, для увеличения доходности регионального туризма требуется сглаживание влияния фактора сезонности на активность туристских посещений. Этому могут способствовать более гибкая ценовая политика, мероприятия, расширяющие календарные рамки традиционного туристского сезона, а также развитие инфраструктуры зимних видов туризма (строительство и реконструкция отелей, кемпингов, баз зимнего отдыха, в том числе горнолыжных; проведение крупных событийных мероприятий регионального и всероссийского масштабов, таких как зимниады).
В-третьих, необходима модернизация туристской инфраструктуры. Это увеличит эффективность использования туристских ресурсов и повысит рекреационную емкость наиболее посещаемых территорий. (Так, допустимая рекреационная емкость юго-восточного побережья Байкала оценена в 500 тыс. туристов за сезон, но уже при минимальном обустройстве можно повысить нагрузку до 1 млн 500 тыс. туристов за сезон без всякого ущерба для окружающей среды.)
Нужна реконструкция гостиничного хозяйства, строительство небольших гостиниц среднего класса, отвечающих современным требованиям, оснащение мест массового посещения иностранцев компактными туалетами.
Учитывая рост числа автолюбителей (в Иркутской области более 360 тыс. легковых автомобилей) и растущую популярность автотуризма, следует развивать сеть кемпингов и мотелей, модернизировать дорожное хозяйство.
В-четвертых, очень важно создавать максимум комфортности для туристов, устранять излишние административно-чиновничьи барьеры, сдерживающие рост въездного туристского потока. (В странах, где туризм достаточно развит, эти барьеры минимальны. Органы власти этих стран осознают простую истину: турист — это кормилец, он едет в страну с деньгами и требует комфорта.)
Для удобства иностранных гостей необходимо адаптировать к их запросам туристско-рекреационное пространство наиболее посещаемых городов, прежде всего Иркутска. Для этого нужно указатели на главных улицах продублировать на английском языке, установить информационные стенды, которые помогут иностранным туристам ориентироваться в городском пространстве, издавать простые и понятные карты-схемы на английском языке, поддерживать в городе чистоту и благоустраивать его улицы и скверы.
За счет повышения комфортности и обеспечения дополнительных туристских услуг можно увеличить среднюю продолжительность пребывания зарубежных туристов в Прибайкалье с 2-3 дней до 5 дней.
В-пятых, следует осуществлять подготовку квалифицированных кадров, в том числе обслуживающего персонала для гостиниц. (Туризм — это особая высокая индустрия, требующая четкости действий, высокой культуры и доброжелательности. Мы научились готовить кадры для заводов, фабрик, шахт, рудников, но там работают с металлом, деревом, углем... В туризме надо работать с людьми, а это намного сложнее. Брак здесь недопустим. И такому умению необходимо учиться.)
В-шестых, нужно совершенствовать транспортное обслуживание. Наличие современного международного аэропорта делает регион более доступным для гостей из дальнего зарубежья. Однако для расширения туристского потока требуется увеличение запаса регулярных рейсов, соединяющих Иркутск с зарубежными странами, в частности со странами АТР (Японией, Китаем, Кореей и др.). Важны и реконструкция Иркутского аэропорта с целью приема крупнофюзеляжных трансконтинентальных воздушных судов, доведение состояния терминалов аэропорта до международного уровня.
Необходимы строительство и реконструкция автодорог, особенно в районах массового посещения туристов.
В-седьмых, следует осуществлять поддержку и развитие внутриобластного туризма и экскурсионной работы, в том числе организовывать путешествия в выходные и праздничные дни, в свободное от работы время. Данный вид отдыха вполне доступен для населения с невысоким уровнем достатка.
В-восьмых, очень важно формировать доброжелательное отношение к туристам у местного населения. Туризм — это рабочие места и источник дополнительных доходов.
В-девятых, требуется совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в сфере туризма.
В-десятых, необходимо обеспечить безопасность туристов в самом широком смысле этого слова. Здесь важны профилактика правонарушений (патрулирование милицейских нарядов в наиболее посещаемых туристами общественных местах) и обеспечение безопасности в турпоходах (защита от переохлаждения, клещевого энцефалита, укусов змей, отравления ядовитыми растениями и т.д.), оказание экстренной помощи в чрезвычайных ситуациях и др. Особенно большое значение имеет обеспечение безопасности в экстремальных турах и на отдаленных малодоступных территориях.
И наконец, становление индустрии туризма невозможно без поступательного социально-экономического развития, без расширения торгово-экономических и культурных связей Иркутской области с другими регионами и странами. Туризм — это не только форма отдыха, но и важная сфера экономики.
Экологические ограничения. Рекреационные ресурсы не безграничны, при неэффективном использовании они могут быть исчерпаемы. Чрезмерная концентрация туристов при неразвитой инфраструктуре представляет опасность для окружающей среды. Так, за истекшие 50 лет в регионе безвозвратно исчезло несколько видов животных. Вот почему нужно бережно относиться к ранимой природе, рационально использовать ее ресурсы. Туристы должны всегда помнить о необходимости убрать за собой мусор, потушить костер и т.д.
Необходимо ясно осознавать, что рекреационные ресурсы являются национальным достоянием страны, поэтому отношение к ним должно быть соответствующее.
------------------------------------------------------------
Винокуров М.А., Суходолов А.П.
Экономика Иркутской области: В 4 т. - Иркутск:
Изд-во: БГУПЭ, 2004. Т. 4. - 248 с.