Туризм в Иркутской области
Из книги "Экономика Иркутской области", том 4, 2004 год
- Туристские ресуры Иркутской области
- Иркутская область : Инфраструктура туризма
- Иркутская область : Субъекты туристского бизнеса
- Состояние индустрии туризма Иркутской области
- Иркутская область : Направления туристских потоков
- Основные виды туризма Иркутской области
- Рекреационный потенциал административных районов
- Факторы развития туризма в Иркутской области
- Задачи и направления развития туризма : Иркутская область
Состояние индустрии туризма Иркутской области
Хотя в Иркутской области сосредоточено 7% всех российских природных рекреационных ресурсов, на ее долю приходится менее 1 % мест в учреждениях отдыха и оздоровления России, менее 2% мест в гостиничном хозяйстве страны. Это свидетельствует о слабом использовании рекреационно-туристского потенциала территории и наличии больших резервов в развитии индустрии туризма.
Небольшим пока остается влияние индустрии туризма и отдыха на экономику региона. Доля их в суммарном объеме производимой
в области продукции составляет всего 1%, в численности занятых — немногим более 2%, в объеме платных услуг населению — свыше 12%, в налоговых поступлениях в региональный бюджет — 0,3%.
Состояние туристского бизнеса, 2000г.
Показатель | 2000 |
Количествопредприятийиорганизаций, уставыкоторых предусматриваютведениетуристскойдеятельности, ед. | 350 |
Количествотурфирм, ед. | 39 |
Числоотправленныхтуристов, тыс. чел. | 14 |
Оказаноуслуг, млнруб. | 746 |
Доля рекриационного комплекса в экономике Иркутской области, 2000г.
Показатель | Экономика вцелом | Индустрия туризма | Доля,% |
Среднесписочнаячисленностьзанятых, тыс. чел. | 1 066,8 | 22,5 | 2,1 |
Объемпродукции, млнруб. | 72494,0 | 746,5 | 1,0 |
. Объемплатныхуслуг, млнруб. | 5986,3 | 746,5 | 12,5 |
Поступленияврегиональныйбюджет, млнруб. | 8692,7 | 28,1 | 0,3 |
Характеристика рекреационного комплекса Иркутской области, 2000г.
Показатель | Транс- портное обслу- живание | Гости- ницы | Санатор- но-ку- рортные учрежде- ния | Физ- культура испорт | Туристско- экскур- сионное обслужива- ние | Услуги культуры | Всего |
Количество предприятий, ед. | 3 | 23 | 25 | 9 | 20 | 87 | 206 |
Объемоказаных услуг, млнруб. (%) | 33,9 (5%) | 144,8 (19%) | 291,5 (39%) | 15,9 (2%) | 41,0 (6%) | 219,4 (29%) | 746,5 (100%) |
Численность занятых, тыс. чел. | — | 1,6 | 4,0 | 0,9 | 1,2 | 13,9 | 22,2 |
Численность обслуженных, тыс. чел. | 160 | 224 | 111 | 51 | 19 | 180 | 759 |
Сумманалогов, млнруб. | 5,9 | 13,9 | 2,5 | 0,6 | 2,4 | 2,8 | 28,1 |
Имеющиеся в Иркутской области рекреационные ресурсы и созданная инфраструктура позволяют сформировать региональный турпродукт, конкурентоспособный на мировом рынке. Уже сейчас рекреационный комплекс области обслуживает около 800 тыс. чел. в год, в том числе более 30 тыс. иностранных туристов. Есть все возможности для увеличения количества приезжающих в регион гостей в несколько раз.
Рекреационный комплекс Приангарья в 2000-2001 гг. оказывал услуги в объеме 750-800 млн руб.
Место рекреационного комплекса в экономике области
Отрасль промышленности | Доля, % |
Цветная металлургия | 24,1 |
Лесопромышленный комплекс | 19,4 |
Машиностроение | 11,1 |
Электроэнергетика | 9,6 |
Химия и нефтехимия | 8,6 |
Пищевая | 5,7 |
Нефтеперерабатывающая | 2,9 |
Промышленность строительных материалов | 2,7 |
Черная металлургия | 2,3 |
Угольная | 1,5 |
Туризм | 1 |
Микробиологическая | 0,9 |
Мукомольно-крупяная и комбикормовая | 0,3 |
Полиграфическая | 0,2 |
Прочие | 9,7 |
Всего | 100,0 |
Динамика въездного туризма
Динамика въездного туризма. Анализ показывает, что в 1990—1998 гг. поток въездного иностранного туризма постоянно снижался и упал с 35 тыс. до б тыс. чел. (снижение в 5,8 раза, рис. 44.4). В настоящее время эта негативная тенденция преодолена. Начиная с 1999 г. въездной поток очень быстро увеличивается. Темпы его роста в 1999-2003 гг. существенно опережали средние темпы экономического роста (в 1999 г. — 50% роста, 2000 г. - 85%, 2001 г. - 20%, 2002 г. - 32%, 2003 г. - 14%). Этому способствовала социально-экономическая стабилизация в стране и в регионе, а также активная имиджевая политика.
В дальнейшем столь высокие темпы роста могут замедлиться, если не будет адекватно расширяться и модернизироваться туристская инфраструктура.
Место в экономике
Место в экономике. По экономическим показателям туризм (как отрасль) находится на 10-м месте в структуре производства Иркутской области (табл. 44.4). В перспективе данная сфера деятельности может занимать более значимые позиции и по своей доходности быть сопоставима с традиционными для области отраслями промышленности. Потенциальный доход рекреационной сферы может превышать 460 млн дол. в год, а его доля в объеме произведенной продукции — 18%, что сравнимо с долей топливно-энергетического комплекса. В этой связи содействие становлению сферы туризма должно оказываться всеми уровнями региональной и муниципальной власти.
Занятость, кадровое обеспечение.
Занятость, кадровое обеспечение. Индустрия туризма и отдыха обеспечивает рабочие места более чем для 20 тыс. чел. (включая временно занятых и совместителей), преимущественно в сфере услуг. За период 1998-2003 гг. занятость в туристском бизнесе увеличилась на 68%. Наибольший рост отмечен в секторе туристско-экскурсионного обслуживания.
В регионе формируется штат профессионалов. Растет спрос на специализированное образование. Особой популярностью пользуются высшие учебные заведения, готовящие специалистов непосредственно для сферы туризма. Подобную подготовку осуществляют пять факультетов (имеющих туристскую специализацию) в четырех вузах области, а также шесть средних учебных заведений.
Вместе с тем выпускникам учебных заведений, не обладающим опытом работы в сфере туризма, очень сложно найти соответствующее рабочее место. Туристские фирмы предъявляют спрос на качественные трудовые ресурсы при ограниченном их участии в обучении этих кадров.
Турпоток
Турпоток. Ежегодный поток внутриобластного туризма оценивается в 800 тыс. туристско-экскурсионных поездок (2000 г.), поток въездного зарубежного туризма — около 30 тыс. чел., выездного — 13 тыс. чел.
Средняя длительность пребывания иностранного туриста на территории области — 2-3 дня. Имеется возможность увеличить этот период до 5 дней, прежде всего за счет повышения комфортности проживания и предоставления дополнительных туристских услуг.
Сезонные колебания
Сезонные колебания. Величина потока въездного, внутреннего и выездного туризма сильно зависит от времени года.
Лето — наиболее благоприятное и самое популярное время для путешествий. В этот период наблюдается пик туристской активности, когда внутренний и въездной туризм достигает своего максимума. При этом активность выездного туризма невысокая. На три летних месяца приходится около 60% всех годовых туристских поездок (июнь — 15%, июль — 24%, август — 22%).
Осенью туристская активность снижается в 2-4 раза. Наступает мертвый сезон. Спад происходит из-за вполне объективных причин — приближаются холода, заканчиваются период отпусков и дачный сезон, у детей начинается учеба, идет подготовка к зиме, в разгаре работа на приусадебных участках и т.д.
Наблюдается спад выездного туризма, особенно в Европу, где становится прохладно. Небольшой поток выезжающих сохраняется лишь на крупные и недорогие европейские курорты (такие как Карловы Вары, где происходит сезонное снижение цен), а также на туры в район Красного моря (где спадает жара) и в Юго-Восточную Азию (где заканчивается сезон тропических дождей).
Зимой туристская активность вновь повышается, прежде всего вследствие роста выездного туризма. С декабря увеличивается спрос на «пляжные» туры в страны Юго-Восточной Азии (Таиланд, Сингапур, Индонезию, Китай, Вьетнам). Эти туры дают возможность сибирякам совершать экзотические путешествия из зимы в лето, они пользуются спросом у жителей крупных промышленных городов Иркутской области. Достаточно популярны и новогодние туры в европейские столицы (Париж, Вену, Прагу и др.).
В зимний период активизируется и внутренний туризм. Это происходит за счет зимнего спортивно-оздоровительного отдыха в выходные и праздничные дни и роста числа экскурсионно-познавательных и развлекательных туров.
Весна характеризуется невысокой активностью. В этот период выездной «пляжный» туризм идет на спад. Приезжающих туристов еще немного. Внутренний туризм ограничивается в основном небольшими экскурсионно-познавательными турами.
Сглаживание влияния фактора сезонности.
Сглаживание влияния фактора сезонности. Проблема сглаживания сезонных колебаний и увеличения туристской активности в осенне-весенний и зимний периоды очень актуальна для Сибири с ее резко континентальным климатом.
Опыт таких стран, как Финляндия, Швеция, США (Аляска) и Канада, свидетельствует, что сгладить воздействие фактора сезонности можно. Для этого необходимо развивать зимние виды туризма и создать соответствующую инфраструктуру (комфортабельные гостиницы, крытые бассейны с зимним садом и т.д., в которых можно отдыхать и поправлять здоровье круглый год).
В сибирских регионах для зимнего туризма тоже имеются привлекательные брэнды: сибирская зима, пельмени, русская баня, зимняя охота и рыбалка, участие в зимниадах и традиционных русских и сибирских праздниках — рождественско-святочных гуляньях, Масленице и др.
Кроме зарубежного опыта можно использовать и конкретную региональную специфику, учитывать потребности клиентов. Например, в Иркутской области перспективными в межсезонье являются школьные туры, когда региональные фирмы организуют для школьников поездки в Листвянку с посещением музеев и отдыхом на природе. Кроме того, туроператоры предлагают во время осенних и зимних каникул школьникам и их родителям семейный отдых на Байкале.
Достаточно популярными в межсезонье могут быть так называемые корпоративные туры, когда предприятия организуют для своих сотрудников в выходные дни выезд на природу, отдых в санаториях и профилакториях. Проводятся выездные совещания, семинары, конгрессы. Подобные туры включают в себя переезд до места отдыха (как правило, до Байкала) и обратно, питание, размещение, кофе-брейк, пейнтбол, экскурсии, пикник или банкет, другие услуги.
Осень — это пора свадеб. Ряд фирм уже организует свадебные туры,прежде всего на Байкал, к истоку Ангары, с венчанием в церкви и предоставлением новобрачным номеров в гостинице на берегу озера.
Сгладить сезонные колебания и повысить туристскую активность можно за счет системы льгот и скидок (до 20% и более), а также за счет более короткого периода путешествия или пребывания в оздоровительных учреждениях. Подобные меры повышают загрузку мало используемой в зимний период инфраструктуры, дают возможность за меньшую плату осуществлять путешествия или посещать санаторно-курортные учреждения региона менее состоятельным гражданам.
------------------------------------------------------------
Винокуров М.А., Суходолов А.П.
Экономика Иркутской области: В 4 т. - Иркутск:
Изд-во: БГУПЭ, 2004. Т. 4. - 248 с.